Цитаты со словом «психологическая»
Вопрос этот требует философского и
психологического углубления, так как он не может быть решен исключительным отданием себя субъективным настроениям.
О. Конт был не только верующий по своей
психологической природе, но и настоящий мистик: он верил в человечество, которое сближалось для него с вечной женственностью христианской мистики, и кончил построением позитивной религии человечества с культом, напоминающим католичество.
Быть может, тут избираются недостойные предметы веры, быть может, тут совершается идолопоклонство, живой Бог подменяется ограниченными и относительными вещами, но само
психологическое состояние веры не упраздняется, оно остается в силе.
Как мы увидим ниже, вера есть функция воли, но вера как субъективное и произвольное
психологическое состояние, зависящее от ограничения знания и от настроений, есть или эстетическая забава, или моральное малодушие.
Вникая в природу знания и веры, мы прежде всего должны констатировать огромное
психологическое различие между этими двумя состояниями.
Психологическая противоположность знания и веры бросается в глаза даже человеку, не склонному к философскому анализу.
Пока мы стоим на почве
психологического описания, но нужно перевести эти психологические свойства знания на гносеологический язык.
Попробуем характеризовать еще с другой стороны
психологическую противоположность знания и веры.
Знаменитое и непонятое выражение, приписываемое учителю церкви Тертулиану, — «credo quia absurdum est» [Верую — ибо нелепо (лат.).] — характеризует
психологическую природу веры.
Гносеология покоится не на психологии и не на онтологии, вообще не на «логии» какой-нибудь, не на науке и знании каком-нибудь, а на
психологическом и онтологическом, на бытийственном.
Не о
психологической или биологической гносеологии речь будет идти, а о гносеологии церковной и космической.
Гносеологи пытаются преодолеть этот непреодолимый факт тем соображением, что познание совершается в «сознании вообще», в трансцендентальном сознании, а не в индивидуальном
психологическом сознании, что сверхиндивидуальный субъект производит суждения и оценки.
С одной стороны, гносеологов подстерегает метафизика и онтология (сверхиндивидуальный субъект, сознание вообще и т. п.); с другой, подстерегает психология и биология (психофизическая организация, субъект
психологический и биологический).
По-прежнему остается выбор между психологизмом и онтологизмом, между
психологической и антропологической логикой и онтологическим и мистическим Логосом.
Критицизм есть продукт протестантского индивидуализма, его антропологическая и
психологическая подоплека может быть исторически вскрыта.
Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие Духа Божьего в философском познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной данности Божественного Логоса в нас, может возвыситься над антропологическим и
психологическим релятивизмом.
И это происходит не в индивидуальном
психологическом сознании, а в недрах универсального бытия.
Сверхиндивидуальное сознание неизбежно принимает онтологический характер, или, как у позитивистов, оно принимает характер
психологический и биологический.
Спиритуалистическая метафизика не есть психологизм, она не может быть добыта
психологической наукой.
То, что я говорю, вовсе не есть возвращение к
психологическому направлению в теории познания, которое всегда рассматривает мышление как функцию жизни индивидуальной души.
Болезненный кризис современного человечества связан с трудностью выхода из
психологической эпохи, эпохи субъективизма, замкнутого индивидуализма, эпохи настроений и переживаний, не связанных ни с каким объективным и абсолютным центром.
В самом утонченном и культурном слое началась эпоха
психологическая, субъективная; все объективное сделалось пресным, все закономерное — невыносимым.
Солипсизм и субъективный идеализм — философия, в такой же мере соответствующая
психологической эпохе, в какой эпохе ложного объективизма соответствовала философия натурализма и материализма.
Выход из субъективной,
психологической эпохи в подлинно объективную, реалистическую эпоху ведет не только к вселенскости, но и к спасению личности, обретению индивидуальности.
Все социалистические утопии, надежды на наступление грядущего совершенства, на благой результат прогресса есть
психологическое переживание и психологическая трансформация хилиазма.
Эта разрешенная мистика ничем почти не отличается от субъективных
психологических состояний, состояний хаотических и иррациональных, и ее готовы признать культурные критицисты, позитивисты и рационалисты.
Существует дурной
психологический тип оккультиста, как и тип сектанта.
Тут спор не догматический, а
психологический и словами почти невыразимый.
Но только отсутствие
психологического чутья могло привести к подозрению, что у Гюисманса есть сатанинский уклон воли.
Неточные совпадения
Когда разуму было придано исключительно гносеологическое или субъективно-психологическое значение, он потерял свой вселенский характер и превратился в разум малый, в человеческий рассудок.
Цитаты из русской классики со словом «психологическая»
Ассоциации к слову «психологическая»
Синонимы к слову «психологическая»
Предложения со словом «психологический»
- Приводятся результаты серии исследований психологических проблем изменения форм собственности и становления нового российского предпринимательства.
- Очень часто увольнение является причиной психологической травмы, разочарования в жизни, потери веры в себя и окружающих.
- Например, графические ценовые модели, которые были выделены и классифицированы в течение последних ста лет, отражают важные особенности психологического состояния рынка.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «психологический»
Что (кто) бывает «психологической»
Значение слова «психологический»
Афоризмы русских писателей со словом «психологический»
- Человеческая память в ее психологическом смысле устроена таким образом, что самым первым ее свойством с течением времени является отсеивание неприятного, тяжелого и склонности в доброму, удачливому, даже комедийному.
- Создание мира без насилия является целью гуманной, реалистичной и неизбежной. Россия, переживающая сейчас тяжелый политический, экономический и психологический кризис, могла бы найти и для себя большую и достойную роль в движении к этой цели. Стремление к этой цели может объединить всех людей и все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно