Цитаты со словом «процессы»
Неизбежный
процесс дифференциации зашел слишком далеко, и на всех концах культуры зреет потребность в процессе интегрирующем, восстанавливающем органическую целостность.
Но религиозный синтез не может быть дан лишь в конце, лишь в результате аналитико-дифференцирующего
процесса, лишь для будущих поколений, он дан и в начале, дан для всех живших и живущих, дан как истина, хранимая вселенской Церковью, как древняя мудрость.
Маркс верил в социализм, в будущее общество, в разумную диалектику материального экономического
процесса; психология веры лежит в основе рационалистического, «научного» марксизма.
Этот роковой
процесс смерти живого Бога в человеческом сознании нашел свое гениальное отражение в философии Канта, духовно властвующего и до сих пор над европейским сознанием.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в сознательном отвлечении познания от целостного
процесса жизни.
Способ лечения может быть лишь один: отказ от притязаний отвлеченной философии, возврат к мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к познанию как функции целостного
процесса жизни.
Процесс этот имел огромное положительное значение и создал почву для развития естествознания и техники.
Но роль христианства в этом
процессе еще не закончена, пройден только один фазис в воспитании человечества.
Дух этот требует бесконечного
процесса в осуществлении долженствования.
Бог должен быть, но Бога никогда и не будет, так как
процесс осуществления Бога — долженствования не имеет завершения, не имеет конца.
Я не предлагаю вернуться к первоначальной наивности, это было бы невозможно и это значило бы, что весь
процесс мирового самосознания совершился даром и ничего не завоевал.
Тот дифференцирующий
процесс самосознания, которым наполнена история философии, имел положительную миссию, он ко многому привел.
Эмпирический феноменализм старательно изгоняет живое бытие из познания, действительность сводит к явлениям в сознании, слишком многое относится на счет абстрагирующего
процесса того самого мышления, силу которого отвергают эмпирики во имя опыта.
Пространство и время оказываются гораздо менее реальными, чем у Канта, являются результатом
процесса абстрагирования от опытов смежности и сосуществования.
Должен быть восстановлен и на незыблемых основаниях утвержден реалистический тезис относительно бытия, реалистический критерий истины и реалистическое понимание
процесса познания.
Книга его характеризуется переходом от философии формальной к философии материальной, от индивидуалистического понимания
процесса знания к пониманию соборному.
Разница только в том, что в случае знания о внутреннем мире и объект знания, и
процесс сравнивания его находятся в сфере «я», а при познании внешнего мира объект находится вне я, а сравнивание его происходит в я.
Значит, в
процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания; следовательно, знание о внешнем мире есть процесс, одною своею стороною разыгрывающий в мире не-я (материал знания), а другой стороной совершающийся в мире «я» (сравнивание)».
Лосский хочет построить гносеологию независимо от допущения разума, для него знание есть лишь
процесс сравнения.
В наивном, дофилософском сознании есть здоровый реализм, здоровое чувство бытия, которое рассекалось и умерщвлялось рационалистическим развитием философии,
процессом дифференцирования.
Этот
процесс дифференцирования захватил все стороны жизни и оторвал от органического центра.
На высших своих ступенях
процесс дифференцирования должен привести или к полному разложению и смерти, что мы и видим в европейской философии и многих сторонах европейской культуры, или вновь вернуться к первоначальной органичности и реалистичности, но на почве высшего сознания.
Только в глубоких наших связях с универсальным бытием, в лежащей в нас точке пересечения двух миров и можно искать разгадки этой болезненности нашего восприятия мира и самого
процесса знания.
Процессом сравнивания и дифференцирования восприятий достигается знание.
В каком же отношении стоит этот
процесс познания к тому органическому Разуму, в котором всякое познание есть только одна функция?
Логос не есть отвлеченное рациональное начало, Логос — органичен, в нем
процесс познания есть функция живого целого, в нем мышление есть само бытие.
Обиженная невинность, пленники у внешнего зла, порабощенные чуждой нам стихией, от которой освобождаемся в историческом
процессе, или мы преступники перед высшей правдой, грешники, порабощенные внутренней для нас силой зла, за которую мы сами ответственны?
Нельзя осмыслить мирового
процесса, если не допустить мистической диалектики бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне времени и вне всех категорий нашего мира и в одном из своих моментов принявшей форму временного бытия, скованного всеми этими категориями.
Переживаемое и испытываемое бытие первичнее сознания и всех его элементов, и из него лишь могут быть истолкованы дефекты нашего сознания, вся эта беспомощность познавательного
процесса.
Учение об эманации отрицает и лицо Творца и лицо творимых, отрицает свободу и самостоятельность творения.] все живое пребывает в божественном плане космоса, до времени и до мира совершается в идеальном
процессе божественной диалектики.
Лишь драматизация мирового
процесса делает его нам близким и для нас осмысленным; сама божественная диалектика, идеально протекающая в первоначальном Божестве, чуется нами как драма с драматическими действующими лицами — ипостасями Троицы.
В лоне абсолютного бытия, в Перво-Божестве, совершается предвечно весь
процесс мистической диалектики: разделение Отца и Сына и примирение в Духе.
Тот же диалектический
процесс совершается в творении, но таинственно отраженным: история мира проходит эпохи Отца, Сына и Духа.
Человек ввергся в стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым развитием, длительным
процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога.
Процесс истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира: процесс истории двойствен; он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
Язычество было необходимой, элементарной ступенью в
процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда божественности мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее развитие религиозного сознания.
Современный языческий ренессанс есть или неосознанный еще
процесс развития религии Христа к высшей полноте, или окончательный декаданс.
Поэтому весь гуманистический, освободительный
процесс двойствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии человеческого самообоготворения.
Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине исторического
процесса, в поздний час истории устроиться самостоятельно на земле, стать на ноги, отвергнув все источники своего бытия.
Для явления окончательного добра должен был совершиться
процесс истории, и потому все эпохи истории имеют глубокий религиозный смысл.
Религиозно-космический
процесс воздействия Божества на человечество еще не закончился, и вся драма человека новой истории, весь новый опыт подготовляют материны для нового откровения.
Процесс истории привел человечество XIX века к идее прогресса, которая стала основной, вдохновляющей, стала как бы новой религией, новым богом.
Но тот же верующий в прогресс мыслит
процесс бесконечным, не имеющим никакого конца во времени, а всякое грядущее совершенство считает подлежащим смене состоянием еще более совершенным, еще более далеким.
Процесс не только мирового, но и личного спасения совершается историей, так как судьба личности зависит от судьбы мира.
Высшая точка христианской истории — аскетический подвиг святых Церкви Христовой, подвиг самоотречения и победы над природой, лишь на поверхности противоречит идее истории, в подвиге этом — лишь кажущийся выход из
процесса истории.
Поэтому в
процессе развития неизбежно сочетается консервативность с прогрессивностью, [Н. Федоров сказал бы — отечества с сыновством.] с творчеством: охраняется отвоеванная в прошлом сфера бытия и продолжается отвоевание новых сфер бытия, линия раскрытия протягивается дальше.
Вместе с тем
процесс развития есть процесс трудовой.
Процесс развития мучительно медленный, и в нем неизбежны стороны, обидные своей прозаичностью и мелочностью.
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания истории, для них закрывается смысл трудового развития культуры и религиозно нейтрального
процесса гуманизации.
Троицы, завершающим
процесс возвращения творения к Творцу.
Цитаты из русской классики со словом «процессы»
Ассоциации к слову «процессы»
Синонимы к слову «процессы»
Предложения со словом «процесс»
- В отличие от общей истории историко—правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
- Судебный процесс начался 26 сентября 2005 г. и продолжался шесть недель.
- Десятки греческих колоний-эмпорий значительно ускорили исторический процесс развития местных племён.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «процесс»
Значение слова «процесс»
ПРОЦЕ́СС, -а, м. 1. Последовательная смена каких-л. явлений, состояний и т. п., ход развития чего-л. Мировой исторический процесс. Процесс радиоактивного распада веществ. Процесс деления клетки. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРОЦЕСС
Афоризмы русских писателей со словом «процесс»
- Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством.
- Сам процесс <Нюренбергский процесс>, его законы, его логика, его материалы и выводы разоблачили всю низость, всю гнусную и страшную сущность идей нацизма и одновременно прозвучали грозным предостережением человечеству.
- Природу остановить нельзя: она — процесс, она — течение, перелив, движение, она уйдет между пальцами.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно