Цитаты со словом «логос»
Философия церковная есть философия, приобщенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом —
Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом.
Церковь может принять это обвинение и с гордостью сказать: да, в Церкви христианской много языческого материализма и реализма, потому что в ней есть душа мира, та душа мира, которая в язычестве раскрывалась для восприятия
Логоса.
Отречение от разума мира сего — безумие в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие: отречением от малого разума, преодолением ограниченности логики обретается разум большой, входит в свои права
Логос.
Логоса нет в новой и новейшей философии, нет его даже у Гегеля, нет его там, где царствует рационализм.
Сама идея
Логоса есть идея священной, религиозной философии, она чужда философии полицейской, мирской.
Вновь обрести утерянный
Логос философия может лишь путем посвящения в тайны религиозной жизни, лишь приобщением к жизни Логоса приобретается он как орган познания.
В рационалистической логике есть болезненная ограниченность — последствие греха, в
Логосе — беспредельность здоровья.
Для
Логоса в познающем субъекте раскрывается Логос в познаваемом бытии.
Величайшие философы, и христианские и языческие, те, для которых философия была священной, признавали существование высшего, божественного разума —
Логоса, в котором субъект и объект тождественны, и открывали действие Логоса в человеке.
С. Трубецкой в своих исторических и теоретических работах блестяще проследил судьбу идеи
Логоса в философии, но, к сожалению, не довел своего дела до конца.]
Основное свойство
Логоса, отличающее его от разума малого, — то, что он присутствует в такой же мере в объекте, как и в субъекте.
Логос есть тождество субъекта и объекта; в нем дана общность человека и космоса, микрокосма и макрокосма.
Через отречение от малого разума, от рассудка и приобщение к большому разуму, к
Логосу, человек прозревает сквозь хаос, сквозь фатум природы Разум мира, Смысл мира.
От
Логоса Филона Александрийского к Логосу Иоанна Богослова можно перейти лишь актом веры, лишь религиозным восприятием.
Акт веры, религиозное восприятие лежит и между учением о
Логосе Гегеля и учением о Логосе Вл. Соловьева.
Живой
Логос мира, Смысл мира дан лишь в религиозном откровении.
Но и философам в естественном откровении дан Разум —
Логос только в частных его определениях.
Только в современной философии окончательно исчез
Логос.
Идея Троичности не санкционируется законами логики, но санкционируется законами
Логоса.
В этой области раскрывается
Логос, смысл мира.
По-прежнему остается выбор между психологизмом и онтологизмом, между психологической и антропологической логикой и онтологическим и мистическим
Логосом.
Логика — человеческая и относительная, лишь
Логос — сверхчеловеческий и богочеловеческий.
Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие Духа Божьего в философском познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной данности Божественного
Логоса в нас, может возвыситься над антропологическим и психологическим релятивизмом.
Органом философствования является Божественный
Логос, а не человеческий рассудок.
Но Божественный
Логос живет, действует и сообщает дары благодатного познания лишь в церкви, лишь в ее мистическом вселенском организме.
Даже Гегель не преодолел антропологизма и психологизма, потому что его
Логос не был церковен, его путь философствования был рационалистический.
Все твердые основы знания, устраняющие опасности релятивизма и скептицизма, даны в церковном сознании, не в «сознании вообще» — призраке, выдуманном в кабинетах гносеологов, а в сознании церкви как сущего, как живой души мира, соединившейся с
Логосом, в Софии.
В знании творческим, созидающим ценности фактором является
Логос, большой разум, смысл и солнце мира.
Деятельность
Логоса, разума, осмысливает бытие, просветляет бытие, соединяет творение с Творцом.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит то, что происходит в знании, потому так, что в познающем субъекте и в познаваемом объекте, в мышлении и в бытии живет и действует тот же универсальный разум,
Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.
И всякая изреченность, всякое слово, приобщенное к
Логосу, не есть ложь, есть истина.
Реальный смысл слов восстанавливается от соединения с Словом —
Логосом, это слово не есть уже рационализация.
Когда я говорю с братом по духу, у которого есть та же вера, что и у меня, мы не уславливаемся о смысле слов и не разделены словами, для нас слова наполнены тем же реальным содержанием и смыслом, в наших словах живет
Логос.
Субъект и объект остаются разорванными и для волюнтаризма, и для иррационализма, так как они не видят третьего начала, общего для субъекта и объекта, — большого разума,
Логоса.
Гносеология, в основе которой лежит идея
Логоса, разума большого, объединяющего субъект и объект, будет не рационализмом и не иррационализмом, а сверхрационализмом.
Только допущение единого органического разума —
Логоса в субъекте и объекте соединяет мышление и бытие, выходит за пределы противоположности рационального и иррационального.
Но разум —
Логос живет и действует только в церковном, соборном, вселенском сознании.
Метафизика рассудка — рационалистична, но не рационалистична метафизика
Логоса.
Этим нисколько, конечно, не отрицается, что в самой действительности, в бытии мышление, познание играет большую роль, возможно даже, что основа бытия есть Разум,
Логос.
И не возникла ли сама ошибка рационалистического сознания и отделение мыслящего субъекта от бытия из той неосознанной истины, что в основе бытия лежит
Логос, разумное начало?
Но в
Логосе субъект и объект тождественны; в мировой жизни Логоса акт познания есть акт самой жизни, знание есть бытие (знание есть непременно бытие, но бытие не есть непременно знание, как думал Гегель).
Тут мы подходим к центральной точке онтологической гносеологии — к учению о Разуме, о
Логосе.
В основе мышления и в основе бытия лежит тот же
Логос, Логос — субъект и объект, тождество субъекта и объекта.
Все великие философы древнего и нового мира признавали
Логос как начало субъективное и объективное, как основу мышления и бытия.
В основе христианской метафизики лежит идея
Логоса.
Учение о
Логосе есть учение сверхрационалистическое, преодоление всякого ограниченного рационализма.
Логос не есть отвлеченное рациональное начало, Логос — органичен, в нем процесс познания есть функция живого целого, в нем мышление есть само бытие.
Но учение о
Логосе, составляющее душу онтологической гносеологии, сталкивается с иррациональностью и греховностью бытия, которые для гегелевского панлогизма были непостижимы.
Но отпадение не есть полная потеря связи с Абсолютным Разумом, с
Логосом; связь эта остается, и в ней дан выход к бытию и познанию бытия в его абсолютной реальности.
Всякое знание абсолютного бытия есть акт самоотречения отпавшего индивидуального разума во имя Разума универсального, и благодать интуиции дается этим смирением, отказом от самоутверждения в состоянии, отпавшем от
Логоса.
Цитаты из русской классики со словом «логос»
Оккультизм познает тайну космоса, но без тайны Бога и тайны Христа, без
Логоса, без изначального осмысливания.
Для постижения Существа неисследимого ничего не остается, следовательно, кроме собственной Его благодати и откровения Его чрез посредство пребывающего в Его недрах
Логоса» [Климент Александрийский.
Личность связана с
логосом, а не с космосом, со смыслом, а не с пленяющей природной объектностью; она предполагает не только эрос, но и этос.
Метафизическое же развитие германского идеализма после Канта у Фихте, Шеллинга, Гегеля при всем обнаружившемся тут гении шло в ложном направлении, в направлении монизма, устранении вещи в себе, окончательной замене трансцендентности Божества становящимся в мировом процессе Божеством, эволюцией, утере свободы, в необходимости торжествующего мирового
Логоса.
У стоиков пневма, отождествляемая с
логосом, есть универсальное начало, разумное и вместе с тем телесное.
Ассоциации к слову «логос»
Предложения со словом «логос»
- Для того чтобы выявить пафос, например какого-либо литературного текста, необходимо также одновременно определять понятия логоса и этоса.
- Естественен вопрос, источником какой энергии является логос человека?
- Если хаос – источник заблуждений, а заблуждения при свете божественного логоса – рассеиваются, следовательно, они боятся исчезнуть.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «логос»
Значение слова «логос»
Ло́гос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира. (Википедия)
Все значения слова ЛОГОС
Дополнительно