Цитаты со словом «истина»

Область
поиска
Область
поиска
И божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении.
Эта незыблемая, непоколебимая вера в то, что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги.
Претензия эта оправдывается тем, что истина не мною выдумана и открыта, ибо я исповедую религию Христа.
Нашу эпоху разъедает болезненная рефлексия, вечное сомнение в себе, в своих правах на обладание истиной, принижает нашу эпоху дряблость веры, слабость избрания, не осмеливаются слишком страстно и непоколебимо объясняться в любви к чему-то и к кому-то, мямлят, колеблются, боятся, оглядываются на себя и на соседей.
Человек имеет не право, а обязанность быть глашатаем высшей полноты истины, т. е. говорить он прежде всего должен что-то, а не только о чем-то.
Критерий истины стали искать внутри самого познающего субъекта, в его отношении к себе, а не к бытию.
Но религиозный синтез не может быть дан лишь в конце, лишь в результате аналитико-дифференцирующего процесса, лишь для будущих поколений, он дан и в начале, дан для всех живших и живущих, дан как истина, хранимая вселенской Церковью, как древняя мудрость.
Гностицизм учит познанию истины, а не стяжанию истины, гностицизм проповедует дерзновение в познании без подвига отречения.
По гностическим учениям истина открывается мудрым, а не младенцам.
В христианстве истина открывается младенцам, а не мудрым, и гнозис есть плод религиозной жизни.
В истине Христовой есть божественная простота.
Истина стяжается жизнью и подвигом, усилием воли и целостным духом, а не одним познанием.
Для мудрого, для посвященного истины религиозной жизни, истины веры оказываются знанием.
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Даже великий Ориген, поскольку он уклонялся от вселенской истины Церкви, был интеллектуалистом и рационалистом, впадал в ложный гностицизм.
Почти все ереси отвергали безумие и мистичность церковных догматов и пытались выразить истину более разумно и рационально.
Философия не может и не должна быть богословской апологетикой, она открывает истину, но открыть ее в силах лишь тогда, когда посвящена в тайны религиозной жизни, когда приобщена к пути истины.
Истина освобождает, а путь к истине открывается лишь посвящением в тайны религиозной жизни.
Индивидуальный разум, индивидуальное усилие не могут открыть универсальной истины.
Человек, предоставленный самому себе, оставленный с самим собой и своим «человеческим», бессилен и немощен, ему не открывается истина, не раскрывается для него смысл бытия, не доступен ему разум вещей.
Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному.
Философия, т. е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным.
Позволительно подвергнуть сомнению то произвольное предположение, что критерий истины непременно интеллектуалистичен и рационалистичен.
Отвлеченно-интеллектуальная истина — фикция.
Гносеология хороша лишь тогда, когда она посвящена в религиозную истину.
Рассудочно, рационально бытие не дается познающему, истина не постигается.
Вот почему религиозное восстановление духовной цельности в познании есть не порабощение познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему путей к истине, к бытию.
Не должна философия играть внешне служебной роли, служить она должна лишь истине.
Но свободно должна сознать философия, что служить истине она может лишь тогда, когда будет иметь религиозное питание, когда «опыт» ее будет обширнее и глубже того, которым пользуется рационализм, позитивизм и критицизм.
Отвлеченная истина — призрачна, она — порождение рационалистического блуждания по пустыням отвлеченного мышления.
Истина — живая, истина есть также путь и жизнь.
И вот живая истина, цельная истина не может раскрываться лишь интеллектуально, рассудочно, рационально; с ней можно соприкоснуться лишь в опыте религиозной жизни.
Судьба истины зависит не от ума только, но и от воли.
Для церковно-христианского возрождения необходимо возвращение к старой истине язычества, к реализму матери-земли.
Если существует своеобразный дух России, то дух этот ищет истины как пути и жизни, т. е. истины живой, конкретной.
Философия должна быть свободной, должна искать истину, но именно свободная философия, философия свободы приходит к тому, что лишь религиозно, лишь жизни цельного духа дается истина и бытие.
Но чувствуется ли возможность выхода, созревает ли внутренняя сила для свыше посланного виденья истины о знании и вере?
[Скоро, скоро настанут времена, когда наука восстановит в своих правах многие истины алхимии, астрологии, магии, когда реабилитированы будут знания средневековья и Возрождения.]
Можно ли примириться с дуализмом знания и веры, дуализмом двух разумов и двух критериев истины?
Что в эмпиризме заключена огромная и неопровержимая часть истины, об этом почти не может быть спора.
В этом только смысле можно сказать, что всякая теория познания имеет онтологический базис, т. е. не может уклониться от утверждения той истины, что познание есть часть жизни, жизни, данной до рационалистического рассечения на субъект и объект.
Допустим, закон тяготения есть истина неизменная, общеобязательная, неотвратимая для данного природного мира.
Что три и один — одно, эта истина не вмещается дискурсивным мышлением, но вмещается интуитивным мышлением, свободным от власти ограниченного бытия, в котором ничто не может быть разом три и один, а должно быть или три или один.
Истина веры не зависит от науки, но наука этим не унижается.
Вообще нужно сказать, что в теории научного знания Маха есть большая доля истины, бóльшая, чем в неокантианстве.
Религиозная истина — верховна, вера — подвиг отречения от благоразумной рассудочности, после которого постигается смысл всего.
Но окончательная истина веры не упраздняет истины знания и долга познавать.
Тот высший гнозис, который дает нам вера, не отменяет истин науки как низших.
Низших истин нет, все истины равны.
Религиозный гнозис лишь превращает частную научную истину в истину полную и цельную, в истину как путь жизни.
 

Цитаты из русской классики со словом «истина»

Если мы отвергаем так называемый объективный критерий истины, и в смысле реализма наивного, и в смысле реализма рационалистического, и в смысле идеализма трансцендентально-критического, то совсем не для того, чтобы утверждать «субъективность» произвольную, «психологизм» в гуссерльском смысле слова, в противоположность глубокой реальности.
Все рассуждение автора сводится к тому, что всякое суждение, несогласное с исповедуемым нами в данное время сводом догматов, есть ересь. Но ведь в данное время и в данном месте люди что-нибудь да исповедуют и это исповедание чего-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь не может быть критериумом истины.
Несмысленные! не ведали, что, истребляя превратное или глупое истолкование христианского учения и запрещая разуму трудитися в исследовании каких-либо мнений, они остановляли его шествие; у истины отнимали сильную опору, различие мнений, прения и невозбранное мыслей своих изречение.
Так, в теории познания эмпиризм, рационализм и мистицизм являются отвлеченными началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные истины, которые войдут в целостное познание свободной теософии.
Когда я сознал себя призванным философом, то я этим сознал себя человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «истина»

Предложения со словом «истина»

Значение слова «истина»

  • И́СТИНА, -ы, ж. 1. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ИСТИНА

Афоризмы русских писателей со словом «истина»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «истина»

И́СТИНА, -ы, ж. 1. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда.

Все значения слова «истина»

Предложения со словом «истина»

  • В жизни мы можем, зная простые истины, а самое главное, зная, чего реально хотим и к чему стремимся, пользоваться возможностями в большей степени, чем обычно.

  • В те времена не существовало исследователей, проводящих свои дни в архивах и библиотеках, находящих бесконечное удовольствие в простом поиске истины.

  • Эту прописную истину знает всякий мало-мальски грамотный бизнесмен – кто не умеет обращаться с людьми, тот не добьётся успеха.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «истина»

Ассоциации к слову «истина»

Какой бывает «истина»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я