Цитаты со словом «гносеология»

Область
поиска
Область
поиска
Я не чувствую себя покинутым в познании бытия, и гносеология моя не есть гносеология покинутости.
Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к тому заключению, что познание не компетентно связать познающего с объектом познания, с бытием.
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания — соединение познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения познающего субъекта к познаваемому объекту.
Современная гносеология губит древо познания, отягчает его своим паразитарным существованием.
Гносеология несет чисто полицейскую службу и сама себя сознает полицейской.
Но полиция не освобождает, не освобождает и уподобившаяся ей гносеология.
Современная философия — философия иллюзионистическая по преимуществу, ее гносеология отвергает не только реальность отношения к бытию, но и само бытие, лишает человека изначального сознания свободы, свободы безмерной и безосновной, разлагает личность на дробные части, отвергая ее изначальную субстанциональность.
Скорее можно было бы назвать схоластикой отвлеченную философию и современную гносеологию, так как они порвали с духом жизни, жизни себя противопоставили.
Новейшая гносеология есть, в сущности, схоластическая апологетика — апологетика науки.
Гносеология слишком привыкла к роли судьи, следователя, прокурора, но и она должна попасть на скамью подсудимых.
Господство и верховенство гносеологии, признание за ней высшей функции контроля, ожидание от нее обоснования и оправдания одного, осуждения и отвержения другого — все это уже есть рационализм и интеллектуализм, против которого и поднимается знамя восстания.
Логически нелепо было бы требовать гносеологического обоснования точки зрения, которая с самого начала отвергает подобную компетенцию гносеологии.
Можно не принять вызова на дуэль со стороны гносеологии, потому что позволительно не драться на дуэли с чинами полиции.
Первое слово гносеологии я считаю уже ложью, уже уклоном, я отвергаю место, на котором она стоит.
Не религиозная философия должна быть оправдана перед судом гносеологии, а гносеология должна быть оправдана перед судом религиозной философии.
Во избежание недоразумений особенно следует подчеркнуть, что речь идет совсем не об оправдании гносеологии психологией, метафизикой, онтологией.
Гносеология требует жизненного оправдания, т. е. оправдания перед полной и цельной жизнью духа, а не перед какой-нибудь дисциплиной знания вроде психологии или метафизики.
Полная и цельная жизнь духа и есть жизнь религиозная, и потому гносеология требует религиозного оправдания — не теологического, как и не метафизического, а религиозного, т. е. жизненного.
Прагматизм знаменует собой кризис отвлеченного идеала знания, кризис гносеологии, кризис рационализма и интеллектуализма, возвращение к знанию, введенному в жизненную полноту.
Прагматизм отказывается от отвлеченно-рационалистических критериев знания, от интеллектуалистической гносеологии.
Должен оговориться, что под гносеологией я все время имею в виду гносеологию критицизма, гносеологию Канта и неокантианцев.
В этом смысле гносеологию я с самого начала радикально отрицаю, но вообще гносеологию я, конечно, признаю.
Без гносеологии не может быть философии и никогда не было.
Тот взгляд на связь философии с религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную гносеологию, резко отличную от гносеологии «критической».
На протяжении этой книги я все время буду отстаивать определенную гносеологию, но гносеология эта такова, что она, по существу, не есть верховная инстанция, не может строиться без предпосылок, она подчинена, она вторична.
Гносеология, как и все на свете, требует своего оправдания в религиозной жизни.
Гносеология хороша лишь тогда, когда она посвящена в религиозную истину.
Тогда лишь гносеология понимает смысл тех категорий, над которыми бессильно рефлектирует гносеология критическая.
Для познания научного я утверждаю прагматический позитивизм, для познания высшего — мистический реализм, для критической гносеологии — этой дурной метафизики — не остается места.
Тогда и современная критическая гносеология будет признана греховной.
Роковым заблуждением было бы думать, что кризис современной философии и грех современной гносеологии могут быть преодолены новой философией и гносеологией.
Роль гносеологии в последних плодах новейшей философии свелась к функциям лакейским и полицейским.
Встречает вас критическая гносеология в передней и не пускает в жилые комнаты.
Новейшая гносеология слишком долго держит в передней и в конце концов заявляет, что хозяев видеть нельзя и что даже их совсем нет.
В то же время роль гносеологии можно сравнить с функцией полицейской.
Тогда только будет творческое возрождение философии, когда будет решительное преобладание проблем онтологии над проблемами гносеологии, т. е. когда философия вновь займется бытием, а не собой.
Господство гносеологии и есть болезненная рефлексия, раздвоенность, неуверенность в себе.
В конце концов, власть гносеологии есть порождение скепсиса.
Живая и сильная вера исключает возможность болезненной рефлексии, а следовательно, и разъедающей волю гносеологии.
Вечно рефлектирующая гносеология есть безволие, и воля должна положить этому предел.
Волевой скепсис и опасен, он и отдает во власть интеллектуализма и рационализма, он доводит до власти «гносеологии» над жизнью и бытием.
Поэтому опустошительной власти «гносеологии», разъедающей рефлексии рационалистического сознания должно противопоставить властное и твердое — «не хочу», «отвергаю с самого начала», «хочу иного».
Только вера знает, что рефлексия критической гносеологии над тем, реально ли бытие и может ли оно быть познано, есть ложь.
Не только философия и гносеология, но и сама наука снизу преодолевает множество идолов и божков и расшатывает те общепринятые основы знания, которыми наивно питалась материалистическая и позитивистическая философия.
А с другой стороны, философия и гносеология выяснили, что наука сама себя не может обосновать, не может укрепить себя в пределах точного знания.
Акт знания не есть акт волевого избрания, [Школа Виндельбандта и Риккерта ошибочно усматривает в познании свободное избрание и тем этизирует гносеологию.] и потому акт знания испытывается как что-то твердое и обязательное, тут почва не колеблется.
Критическая гносеология на вершине своей превращается в паразита на древе познания.
Гносеология сама по себе не в силах разрешить этого вопроса; она может лишь констатировать, что знание всегда упирается в веру, дальнейшее же углубление возможно лишь для метафизики.
Задача, перед которой ныне стоит гносеология, есть восстановление бытия в его правах и раскрытие путей к бытию.
Но возврат к реализму не может быть просто новой гносеологией; корень беды не в рационалистических гносеологиях, в которых всегда есть много верного, а в том корень, что бытие наше стало плохим.
 

Цитаты из русской классики со словом «гносеология»

Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Феноменологический метод имеет большие заслуги и вывел философию из тупика, в который завела ее кантианская гносеология.
По усовершенствованной мной впоследствии терминологии бытие, с которым имеет дело рациональная гносеология и онтология, есть уже продукт мысли.
Он так же хорошо все организует в гносеологии и методологии, как и в технике и промышленности.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «гносеология»

Предложения со словом «гносеология»

Значение слова «гносеология»

  • ГНОСЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Теория познания — философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ГНОСЕОЛОГИЯ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «гносеология»

ГНОСЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Теория познания — философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания.

Все значения слова «гносеология»

Предложения со словом «гносеология»

  • Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии.

  • Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

  • Обобщённым описанием этих действий занимается гносеология, она же эпистемология, или учение о методах познания в традиционном смысле.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «гносеология»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я