Цитаты со словом «Вера»
Эта незыблемая, непоколебимая
вера в то, что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги.
Нашу эпоху разъедает болезненная рефлексия, вечное сомнение в себе, в своих правах на обладание истиной, принижает нашу эпоху дряблость
веры, слабость избрания, не осмеливаются слишком страстно и непоколебимо объясняться в любви к чему-то и к кому-то, мямлят, колеблются, боятся, оглядываются на себя и на соседей.
Лишь органические эпохи имеют дерзновение в
вере, в любви, в избрании.
Прославленная научная добросовестность, научная скромность, научное самоограничение нашей эпохи слишком часто бывает лишь прикрытием слабости, робости, безволия в
вере, в любви, нерешительности избрания.
Дерзновение же дается лишь
верой.
Вера в философию подорвана.
Весь опыт новой философии громко свидетельствует о том, что проблемы реальности, свободы и личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте
веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный гнозис.
Для мудрого, для посвященного истины религиозной жизни, истины
веры оказываются знанием.
В последней глубине христианская
вера есть гнозис, знание посвященных через отречение, но до глубины этой не доходит гностическая теософия.
Но схоластически-апологетическое отношение к науке так же вредно, как и схоластически-апологетическое отношение к
вере.
Религиозная
вера всегда есть освобождение и спасение, только в этом ее смысл, и все, что связывает себя с религиозной верой, в ней ищет питания, все то освобождается и спасается.
Живая и сильная
вера исключает возможность болезненной рефлексии, а следовательно, и разъедающей волю гносеологии.
Только
вера знает, что рефлексия критической гносеологии над тем, реально ли бытие и может ли оно быть познано, есть ложь.
Нельзя быть кантианцем и исповедовать
веру в реальность Воскресения Христа или ждать реального конца истории.
И те же рационалисты не видят рационализма и интеллектуализма в ограничениях
веры разумом и наукой, в отдании всего объективного и реального во власть малого разума.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал
веру лишь в пределах разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными категориями, поставил реальность в зависимость от познающего субъекта.
Именно те, которые переносят
веру и мистику исключительно в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Мистиками остаются те, которые всегда ими были, те, для которых
вера выше знания и разумом не ограничивается, для которых таинства и чудеса реальны и объективны.
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую форму изложения, преобладающую в этой книге. Но форма эта не случайно явилась и не выдумана, форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из основного устремления духа и не может быть иной. Для меня
вера есть знание, самое высшее и самое истинное знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному знанию.
Не так давно еще «передовому» сознанию представлялся решенным и упраздненным древний спор знания и
веры.
Передовая интеллигенция всех стран переживала в юности пафос окончательной победы знания и безвозвратного поражения
веры, а интеллигенция русская со свойственной ей склонностью к крайностям, со страстной верой пережила это поражение всякой веры и поверила в знание.
Теперь отрицание
веры и исключительное утверждение знания становится анахронизмом.
Спор знания и
веры вновь обостряется и требует пересмотра.
Но чувствуется ли возможность выхода, созревает ли внутренняя сила для свыше посланного виденья истины о знании и
вере?
Существует три типических решения вопроса о взаимоотношении знания и
веры, и, как увидим ниже, решения эти, несмотря на различия, сходятся в том, что одинаково признают коренную противоположность знания и веры, не ищут общей подпочвы в глубине.
И потому типические решения эти предлагают выбирать между знанием и
верой и неизбежно выбирают или знание, или веру, или известную пропорцию знания и известную пропорцию веры, взаимно друг друга ограничивающие.
Три решения я бы формулировал так: 1) верховенство знания и отрицание
веры, 2) верховенство веры и отрицание знания, 3) дуализм знания и веры.
Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя
веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
Подвергнем анализу этот опыт окончательной замены
веры знанием.
Знание не может уничтожить
веру и заменить веру.
Психологию
веры мы встречаем у самых крайних рационалистов, у самых фанатических сторонников научно-позитивного взгляда на мир.
Люди «научного» сознания полны всякого рода
вер и даже суеверий: веры в прогресс, в закономерность природы, в справедливость, в социализм, веры в науку — именно веры.
Возьмите самых крупных глашатаев наступления позитивной
веры, тех, которые во имя будущего человечества страстно отрицали религиозную веру, — Конта, Фейербаха, Спенсера, Маркса.
Маркс верил в социализм, в будущее общество, в разумную диалектику материального экономического процесса; психология
веры лежит в основе рационалистического, «научного» марксизма.
Все эти люди отрицали
веру своим сознанием, но они верили в разные вещи, часто столь же невидимые, как и объекты подлинно религиозной веры.
Все это психологически предметы
веры.
Быть может, тут избираются недостойные предметы
веры, быть может, тут совершается идолопоклонство, живой Бог подменяется ограниченными и относительными вещами, но само психологическое состояние веры не упраздняется, оно остается в силе.
Требование научного обоснования
веры, доказательства истинности веры психологически нелепо и обнаруживает непонимание самой природы веры.
Требование это ведь не выполняется противниками религиозной
веры и сторонниками веры позитивистической, социальной; их вера также не научна, не доказательна, не убедительна для тех, у кого воля направлена в другую сторону.
Поэтому позволительно предпочесть
веру в царство Божье.
Поэтому позволительно избрать нацию предметом своей
веры.
Вера в бога науки ныне пошатнулась.
От
веры в единую, всеобъемлющую, догматическую науку, постигающую тайну мирового механизма, от веры в материализм, в механизм, в эволюционизм и пр. не остается камня на камне.
Даже для людей научного сознания становится все ясней и ясней, что наука просто некомпетентна в решении вопроса о
вере, откровении, чуде и т. п.
Идея науки, единой и всеразрешающей, переживает серьезный кризис,
вера в этот миф пала, он связан был с позитивной философией и разделяет ее судьбу; сама же наука пасть не может, она вечна по своему значению, но и смиренна.
Требование «научной»
веры, замены веры знанием есть, как мы увидим, отказ от свободы, от свободного избрания и от вольного подвига, требование это унижает человека, а не возвышает его.
Никакая философия не может дать
веры и заменить веры, она может лишь подвести к вере, лишь устранить некоторые препятствия.
Приведу исторически поучительный пример взаимоотношения между
верой и знанием.
Но их подмена
веры знанием, их неспособность к волевому подвигу веры вела к религиозному бессилию и бесплодию, к блужданию по пустыням собственной мысли и собственного воображения.
В акте
веры есть уже начало искупления вины, и в нем дано виденье невидимых вещей иного мира.
Цитаты из русской классики со словом «Вера»
Ассоциации к слову «вера»
Предложения со словом «вера»
- Благодаря истинной вере человек испытывает озарение и совершает открытия.
- Ведь только православная вера может соединить народ в одно государство.
- – Аб, мне нужна твоя помощь, люди теряют веру в меня. Что мне нужно сделать?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «вера»
Значение слова «вера»
ВЕ́РА, -ы, ж. 1. Твердая убежденность, уверенность в чем-л., в исполнении чего-л. Вера в успех дела. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ВЕРА
Афоризмы русских писателей со словом «вера»
Дополнительно