Можно было бы сопоставить мысли Сартра, Камю и др. с трагическим гуманизмом Герцена, для которого мир был случаен и бессмыслен, но человек
был свободным существом и мог создать лучший мир.
Неточные совпадения
В розановской стихии
есть вечная опасность, вечный соблазн русского народа, источник его бессилия стать народом мужественным,
свободным, созревшим для самостоятельной жизни в мире.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую,
свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем
будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Истинная же вера
есть лишь у творящих, у
свободных.
Историческая судьба русского народа
была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для
свободного развития.
Лишь
свободные граждане могут
быть опорой империи.
В Париже — последнее истончение культуры, великой и всемирной латинской культуры, перед лицом которой культура Германии
есть варварство, и в том же Париже — крайнее зло новой культуры, новой
свободной жизни человечества — царство мещанства и буржуазности.
Но мировой Город не может погибнуть, он нужен миру, в нем нерв нового
свободного человечества с его добром и его злом, с его правдой и его неправдой, в нем пульсирует кровь Европы, и она обольется кровью, если Парижу
будет нанесен удар.
Нравственно предосудительно желать
быть вполне чистым и
свободным от вины насилия и убийства и в то же время желать для себя, для своих близких, для своей родины того, что покупается насилием и убийством.
Это не
есть от века предрешенное, уже в онтологическом порядке осуществленное преимущество России, это — стоящая перед нами
свободная творческая задача грядущей жизни.
В демократии
есть своя правда утверждения
свободной человеческой стихии, имманентной власти самого человека и человечества.
Об этом почти невозможно спорить, это
есть дело последнего
свободного избрания.
Христос учил о человеке, как образе и подобии Божьем, и этим утверждалось достоинство человека, как
свободного духовного существа, человек не
был рабом природной необходимости.
Он также
есть существо
свободное и рабье, склонное к жертве и любви и к эгоизму, высокое и низкое, несущее в себе образ Божий и образ мира, природного и социального.
Такие великие явления мировой культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не
были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они
были явлением
свободного творческого духа.
При этом творимое
свободным духом
есть и наиболее реальное.
Внешние источники трагических конфликтов могут
быть устранены социальным строем, более справедливым и
свободным, преодолением предрассудков прошлого.
Парадоксально, можно
было бы сказать, что свобода,
свободная жизнь оказывается самой неосуществимой утопией.
Свобода предполагает, что жизнь не окончательно регулирована и рационализирована, что в ней
есть зло, которое должно
быть побеждено
свободным усилием духа.
Если бы не это всё усиливающееся желание
быть свободным, не иметь сцены каждый раз, как ему надо было ехать в город на съезд, на бега, Вронский был бы вполне доволен своею жизнью.
Он и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и
быть свободным. Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных радостей.
Никакой искренней своей мысли не высказала она, не обнаружила желания, кроме одного, которое высказала категорически, — это
быть свободной, то есть чтобы ее оставляли самой себе, не замечали за ней, забыли бы о ее существовании.
Неточные совпадения
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея
свободными душами, должно
быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Но, с другой стороны, не видим ли мы, что народы самые образованные наипаче [Наипа́че (церковно-славянск.) — наиболее.] почитают себя счастливыми в воскресные и праздничные дни, то
есть тогда, когда начальники мнят себя от писания законов
свободными?
То
был взор, светлый как сталь, взор, совершенно
свободный от мысли и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний.
Долго ли, коротко ли они так жили, только в начале 1776 года в тот самый кабак, где они в
свободное время благодушествовали, зашел бригадир. Зашел,
выпил косушку, спросил целовальника, много ли прибавляется пьяниц, но в это самое время увидел Аленку и почувствовал, что язык у него прилип к гортани. Однако при народе объявить о том посовестился, а вышел на улицу и поманил за собой Аленку.
Степану Аркадьичу отъезд жены в деревню
был очень приятен во всех отношениях: и детям здорово, и расходов меньше, и ему
свободнее.