Неточные совпадения
С этим связано недостаточное
развитие личного начала
в русской жизни.
О разложении европейской буржуазии
в то время так же нелепо говорить, как нелепо говорить о разложении буржуазии
в наше время
в России, когда она еще
в начале своего
развития.
Некоторые славянофильствующие и
в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными
в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
В самой глубине народной жизни, у лучших людей из народа никакого народничества нет, там есть жажда
развития и восхождения, стремление к свету, а не к народности.
В России же такая централизация совсем уже болезненна и удерживает Россию на низших стадиях
развития.
Если бюрократически-абсолютистская централизация и централизация революционно-якобинская вообще опасны для здорового народного
развития, то еще более опасны они
в такой колоссальной и таинственной стране, как Россия.
В нашей истории отсутствовало рыцарское начало, и это было неблагоприятно для
развития и для выработки личности.
И мы всего более нуждаемся
в развитии в себе мужественного религиозного начала во всех отношениях.
В силе и
в развитии должно раскрыться истинное своеобразие России.
Национальность и борьба за ее бытие и
развитие не означает раздора
в человечестве и с человечеством и не может быть
в принципе связываема с несовершенным, не пришедшим к единому состоянием человечества, подлежащим исчезновению при наступлении совершенного единства.
Все народы, все страны проходят известную стадию
развития и роста, они вооружаются орудиями техники научной и социальной,
в которой самой по себе нет ничего индивидуального и национального, ибо
в конце концов индивидуален и национален лишь дух жизни.
Но этот процесс роста и
развития не есть движение
в сторону, к какой-то «интернациональной Европе», которой нигде на Западе нельзя найти, это — движение вверх, движение всечеловеческое
в своей национальной особенности.
Но мессианское призвание лежит уже вне линии природного процесса
развития, это — блеск молнии с неба, божественный огонь,
в котором сгорает всякое земное устроение.
Национализм же есть пребывание
в природно-относительном,
в историческом
развитии.
В одном из своих аспектов мировая война должна быть признана неотвратимым и роковым моментом
в развитии и диалектике империализма.
Параллельно индивидуализации
в национальном существовании идет универсализация,
развитие вширь.
Скорее можно думать, что мир вступает
в период длительного неблагополучия и что темп его
развития будет катастрофический.
В сущности тот, кто принимает мировой процесс, историческое
развитие, тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
И кто хочет свершения исторических судеб человечества, его
развития ввысь, тот обязан принять жестокость и боль, заковать себя
в броню.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и мирового процесса, движения и
развития, хочет, чтоб бытие осталось
в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
Есть неотвратимая жестокость
в развитии жизни, и при исполнении заповеди жесткости и твердости эта жестокость может уменьшиться и сократиться.
Отвлеченные социальные и политические учения всегда грешат рационализмом и верят
в добрые плоды внешнего насилия под низким уровнем
развития человеческой массы и порожденной этим уровнем необходимостью.
Важно не человеческое
развитие рабочих или крестьян, не повышение их человеческого достоинства и качественности, не рост их силы, которая всегда ведь есть духовная сила, а постановка их
в такие условия, утилитарно нужные.
Так ищут спасения от усовершенствованной материи
в материи несовершенной и от высокой степени материального
развития —
в низкой ступени материального
развития.
Дух должен бесстрашно идти по пути материального
развития, узрев
в нем свою собственную объективацию и манифестацию.
Расщепление и раздвоение — неизбежный этап
в путях
развития духа, который переживается мучительно и нередко сопровождается чувством смерти.
В восприятии этого пути
развития мы подвержены эстетическому обману.
В первоначальном фазисе своего
развития человечество не могло выковывать хозяйственных орудий борьбы за жизнь без религиозной санкции.
Развитие в материальном плане идет от элементарного природного организма к сложной искусственной машине.
Человечество должно бесстрашно, с полной верой
в неистребимость своего духа проходить через материальное
развитие, через машину и технику и перестать искать спасения исключительно
в прошлом.
Если Россия хочет быть великой империей и играть роль
в истории, то это налагает на нее обязанность вступить на путь материального технического
развития.
Диалектика теряет всякий смысл, если нет Смысла, Логоса, который должен победить
в диалектическом
развитии.
Смысл этот не может заключаться
в самом процессе
развития.
Можно установить четыре периода
в отношении человека к космосу: 1) погружение человека
в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка
в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности,
в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Но
развитие духовности
в человеке означает не отвращение от природы и техники, а овладение ими.
Величие народа, его вклад
в историю человечества, определяется не могуществом государства, не
развитием экономики, а духовной культурой.
Сторонник капиталистического режима,
в котором несомненно существует эксплуатация рабочих, мог бы спросить, почему эксплуатация плохая вещь, она может способствовать экономическому
развитию, процветанию государств и цивилизации.
Капитализм осужден не только потому, что
в нем есть моральное зло эксплуатации, но также и потому, что капиталистическая экономика перестала быть продуктивной, мешает дальнейшему
развитию производственных сил и исторической необходимостью обречена на смерть.
Бесспорно, человек находится
в процессе
развития или регрессирования, он не неподвижен.
Но тайна человеческого существования заключается
в том, что
развитие предполагает субъекта
развития.
Ошибка эволюционной теории XIX века заключалась
в том, что она выводила субъект
развития из самого
развития.
Неточные совпадения
Положим, что прецедент этот не представлял ничего особенно твердого; положим, что
в дальнейшем своем
развитии он подвергался многим случайностям более или менее жестоким; но нельзя отрицать, что, будучи однажды введен, он уже никогда не умирал совершенно, а время от времени даже довольно вразумительно напоминал о своем существовании.
Отчасти оно выражается
в форме материальных ущербов и утрат, но преимущественно
в форме более или менее продолжительной отсрочки общественного
развития.
— Положим, княгиня, что это не поверхностное, — сказал он, — но внутреннее. Но не
в том дело — и он опять обратился к генералу, с которым говорил серьезно, — не забудьте, что скачут военные, которые избрали эту деятельность, и согласитесь, что всякое призвание имеет свою оборотную сторону медали. Это прямо входит
в обязанности военного. Безобразный спорт кулачного боя или испанских тореадоров есть признак варварства. Но специализованный спорт есть признак
развития.
— Но
в том и вопрос, — перебил своим басом Песцов, который всегда торопился говорить и, казалось, всегда всю душу полагал на то, о чем он говорил, —
в чем полагать высшее
развитие? Англичане, Французы, Немцы — кто стоит на высшей степени
развития? Кто будет национализовать один другого? Мы видим, что Рейн офранцузился, а Немцы не ниже стоят! — кричал он. — Тут есть другой закон!
Ему казалось, что при нормальном
развитии богатства
в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало
в правильные, по крайней мере,
в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и
в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав
развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное
развитие органа
в животном помешало бы его общему
развитию, так для общего
развития богатства
в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые
в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия.