Неточные совпадения
В
русском человеке есть мягкотелость, в
русском лице нет вырезанного и выточенного профиля.
Человек иного, не интеллигентского духа — национальный гений Лев Толстой — был поистине
русским в своей религиозной жажде преодолеть всякую национальную ограниченность, всякую тяжесть национальной плоти.
Достоевский прямо провозгласил, что
русский человек — всечеловек, что дух России — вселенский дух, и миссию России он понимал не так, как ее понимают националисты.
Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни.
Русский человек упоен святостью, и он же упоен грехом, низостью.
Как
человек должен относиться к земле своей,
русский человек к
русской земле?
Сама любовь
русского человека к родной земле принимала форму, препятствующую развитию мужественного личного духа.
Русские люди — «славные» (с. 51).
«Мы полагаем, что настало время, когда история повелительно требует от честных и разумных
русских людей, чтобы они подвергли это самобытное всестороннему изучению, безбоязненной критике.
Вот от этого азиатства пора бы освободиться
русскому человеку, культурному
русскому человеку.
В этом и
русский человек должен быть подобен
человеку европейскому.
Вся внешняя деятельность
русского человека шла на службу государству.
И это наложило безрадостную печать на жизнь
русского человека.
Нет у
русских людей творческой игры сил.
Оформление своей души и оформление своего творчества затруднено было для
русского человека.
И вот духовная энергия
русского человека вошла внутрь, в созерцание, в душевность, она не могла обратиться к истории, всегда связанной с оформлением, с путем, в котором обозначены границы.
Формы
русского государства делали
русского человека бесформенным.
Смирение
русского человека стало его самосохранением.
Необъятные пространства, которые со всех сторон окружают и теснят
русского человека, — не внешний, материальный, а внутренний, духовный фактор его жизни.
Русский человек,
человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их.
Широк
русский человек, широк как
русская земля, как
русские поля.
Огромность
русских пространств не способствовала выработке в
русском человеке самодисциплины и самодеятельности, он расплывался в пространстве.
В
русском человеке нет узости европейского
человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры.
От
русской души необъятные
русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли
русского человека и давали ему чувство безопасности.
Со всех сторон чувствовал себя
русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в этих недрах России.
Огромная
русская земля, широкая и глубокая, всегда вывозит
русского человека, спасает его.
Над
русским человеком властвует
русская земля, а не он властвует над ней.
Немец должен презирать
русского человека за то, что тот не умеет жить, устраивать жизнь, организовать жизнь, не знает ничему меры и места, не умеет достигать возможного.
И даже в эту страшную войну, когда
русское государство в опасности, нелегко
русского человека довести до сознания этой опасности, пробудить в нем чувство ответственности за судьбу родины, вызвать напряжение энергии.
Русский человек утешает себя тем, что за ним еще стоят необъятные пространства и спасут его, ему не очень страшно, и он не очень склонен слишком напрягать свои силы.
И с трудом доходит
русский человек до сознания необходимости мобилизовать всю свою энергию.
И нужно сказать, что всякой самодеятельности и активности
русского человека ставились непреодолимые препятствия.
Огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу
русская государственность боялась самодеятельности и активности
русского человека, она слагала с
русского человека бремя ответственности за судьбу России и возлагала на него службу, требовала от него смирения.
Через исторический склад
русской государственности сами
русские пространства ограничивали всякую ответственную самодеятельность и творческую активность
русского человека.
И это порабощение сил
русского человека и всего
русского народа оправдывалось охранением и упорядочением
русских пространств.
Требования, которые составит России мировая война, должны привести к радикальному изменению сознания
русского человека и направления его воли.
Это означает радикально иное отношение к государству и культуре, чем то, которое было доныне у
русских людей.
И пора перестать запугивать
русского человека огромностью государства, необъятностью пространства и держать его в рабстве.
Именно тогда, когда
русский человек содержался в рабстве, он был во власти неметчины, наложившей печать на весь склад
русской государственности.
Но центр народной жизни везде, он в глубине каждого
русского человека и каждой пяди
русской земли, его нет в каком-то особом месте.
Народная жизнь есть национальная, общерусская жизнь, жизнь всей
русской земли и всех
русских людей, взятых не в поверхностном, а глубинном пласте.
И каждый
русский человек должен был бы чувствовать себя и сознавать себя народом и в глубине своей ощутить народную стихию и народную жизнь.
И в глубине я — культурный
человек — такой же народ, как и
русский мужик, и мне легко общаться с этим мужиком духовно.
И вся народная
русская земля есть лишь глубинный слой каждого
русского человека, а не вне его и вдали лежащая обетованная земля.
Это прежде всего внутреннее движение, повышение сознания и рост соборной национальной энергии в каждом
русском человеке по всей земле
русской.
Должна начаться общенациональная ориентировка жизни, идущая изнутри всякого
русского человека, всякой личности, сознавшей свою связь с нацией.
И свет сознания, который должен идти навстречу этой пробуждающейся России, не должен быть внешним, централистическим и насилующим светом, а светом внутренним для всякого
русского человека и для всей
русской нации.
Леонтьев говорит, что
русский человек может быть святым, но не может быть честным.
У
русского человека недостаточно сильно сознание того, что честность обязательна для каждого
человека, что она связана с честью
человека, что она формирует личность.
Неточные совпадения
По-видимому, эта женщина представляла собой тип той сладкой
русской красавицы, при взгляде на которую
человек не загорается страстью, но чувствует, что все его существо потихоньку тает.
Осматривание достопримечательностей, не говоря о том, что всё уже было видено, не имело для него, как для
Русского и умного
человека, той необъяснимой значительности, которую умеют приписывать этому делу Англичане.
Они знали его щедрость, и чрез полчаса больной гамбургский доктор, живший наверху, с завистью смотрел в окно на эту веселую
русскую компанию здоровых
людей, собравшуюся под каштаном.
Ну, положим, даже не братьев, не единоверцев, а просто детей, женщин, стариков; чувство возмущается, и
русские люди бегут, чтобы помочь прекратить эти ужасы.
Всё было, вместе с отличным обедом и винами не от
русских виноторговцев, а прямо заграничной разливки, очень благородно, просто и весело. Кружок
людей в двадцать
человек был подобран Свияжским из единомышленных, либеральных, новых деятелей и вместе остроумных и порядочных. Пили тосты, тоже полушутливые, и за нового губернского предводителя, и за губернатора, и за директора банка, и за «любезного нашего хозяина».