Неточные совпадения
Нельзя было расшатывать
исторические основы русского государства во время страшной мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный
народ подозрением, что власть изменяет ему и предает его.
Вынужденное всемирной историей обращение к интересам международным, к
историческим судьбам
народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого
народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и самосознание.
Будущее великого
народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его
исторического сознания.
Цель жизни
народов — не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей
исторической судьбы.
Без такого внутреннего сдвига русский
народ не может иметь будущего, не может перейти в новый фазис своего
исторического бытия, поистине
исторического бытия, и само русское государство подвергается опасности разложения.
В зрелый период
исторического существования
народа самобытность должна быть свободно выраженной, смелой, творящей, обращенной вперед, а не назад.
Исторический период власти пространств над душой русского
народа кончается.
Русский
народ вступает в новый
исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом своей судьбы.
Историческая судьба русского
народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного развития.
Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих
исторических образований в жизни
народов.
Национализм утверждает духовно-биологическую основу индивидуально-исторического бытия
народов, вне которой невозможно выполнение никаких миссий.
Нынешнее
историческое время подобно эпохе великого переселения
народов.
Интересы жизни частной, эгоистически семейной, мещанской побеждаются интересами жизни национальной,
исторической, мировой, инстинктами славы
народов и государств.
Но славянофильская идеология не может уже соответствовать зрелому
историческому существованию русского
народа.
Вражда к польскому
народу, перед которым мы должны были бы искупить свою
историческую вину, делало наше славянофильство лицемерным.
Историческая борьба России с Польшей имела положительный смысл, и духовное своеобразие русского
народа было в ней утверждено навеки.
Русский
народ должен искупить свою
историческую вину перед
народом польским, понять чуждое ему в душе Польши и не считать дурным непохожий на его собственный духовный склад.
Это — чисто моральная оценка войны, перенесение моральных категорий личной жизни на
историческую жизнь
народов.
И нельзя оценивать
историческую борьбу
народов исключительно с точки зрения справедливости, — существуют и другие оценки.
Историческая борьба есть борьба за бытие, а не за прямолинейную справедливость, и осуществляется она совокупностью духовных сил
народов.
Можно сказать, что борьба
народов за
историческое бытие имеет глубокий моральный и религиозный смысл, что она нужна для высших целей мирового процесса.
Борьба за
историческое бытие каждого
народа имеет внутреннее оправдание.
Я могу признавать правоту своего
народа в мировой войне, но это не есть правота исключительных нравственных преимуществ, это — правота творимых
исторических ценностей и красота избирающего Эроса.
Историческая жизнь
народов полна борьбы и движения.
Но постановка
исторической задачи каким-нибудь великим
народом предполагает некий творческий произвол, свободное напряжение всей энергии этого
народа.
Можно допустить, что Сам Бог предоставляет своим
Народам свободу в постановке динамических
исторических задач и в их выполнении, не насилует их, когда они борются за творчество более высоких ценностей.
Другие смотрят на войну с сверхличной,
исторической, мировой точки зрения, с точки зрения ценности национальности, государственности,
исторических задач,
исторической судьбы
народов и всего человечества.
Жизнь
историческая, национальная, задачи истории, борьба
народов и царств, великие
исторические люди — все это казалось Л. Толстому несущественным, нереальным, обманчивой и внешней оболочкой жизни.
Историческая судьба
народов и всего человечества есть моя судьба, я в ней и она во мне.
Идейность в политике связана с духовным углублением личности, с воспитанием души целого
народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной
исторической жизни.
Гораздо глубже то, что власть опиралась на религиозные верования
народа, и ее
исторические формы падали, когда эти верования разлагались.
Неточные совпадения
Только те
народы имеют будущность, только те
народы можно назвать
историческими, которые имеют чутье к тому, что важно и значительно в их учреждениях, и дорожат ими.
К собственным
историческим воспоминаниям прибавились воспоминания всех единоплеменных
народов.
Но отношение к русскому
народу, к смыслу революции в
исторической судьбе
народа, к советскому строю не тождественно с отношением к советской власти, к власти государства.
Я и в личной жизни склонен был ждать катастроф и еще более в
исторической жизни
народов.
Молодежь восхищалась его «
Историческими движениями русского
народа», не замечая, что книга кончается чуть не апофеозом государства, у подножия которого, как вокруг могучего утеса, бьются бессильные народные волны.