Цитаты со словом «славянский»

Область
поиска
Область
поиска
Славянская раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или германская.
Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества.
Славянский бунт — пламенная, огненная стихия, неведомая другим расам.
Ныне разразилась, наконец, давно жданная мировая борьба славянской и германской расы.
Ныне германизм открыто идет войной на славянский мир.
Германский мир чувствует женственность славянской расы и думает, что он должен владеть этой расой и ее землей, что только он силен сделать эту землю культурной.
Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных сил на полях битвы; она глубже, это — духовная война, борьба за господство разного духа в мире, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира.
Она может плениться идеалами мирового господства не русского по духу, чуждого славянской расе.
Славянская раса, во главе которой стоит Россия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророчественный дух.
Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, уже склоняющимся к упадку; это — раса будущего.
Все своеобразие славянской и русской мистики — в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности.
Славянский хаос бушует в нем.
Немец не может существовать в безграничности, ему чужда и противна славянская безбрежность.
Апокалиптичностью запечатлен и мессианизм польский, и это обнаруживает духовную природу славянской расы.
Это было у Бакунина, по-своему исповедовавшего славянский мессианизм.
Да и темперамент славянской расы — не империалистический темперамент.
Конец Европы будет выступлением России и славянской расы на арену всемирной истории, как определяющей духовной силы.
В последних результатах войны не может не усилиться Америка и не может не быть поставлен вопрос об историческом призвании славянской расы.
Война вплотную поставила перед русским сознанием и русской волей все больные славянские вопросы — польский, чешский, сербский, она привела в движение и заставила мучительно задуматься над судьбой своей весь славянский мир Балканского полуострова и Австро-Венгрии.
Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому вела вся история и которое не было непредвиденным, не может, казалось бы, не привести к славянскому самосознанию.
Славянская идея должна быть осознана перед лицом грозной опасности германизма.
Но ссоры в славянской семье все продолжаются.
Балканский полуостров деморализован славянскими распрями.
А готово ли наше русское общественное сознание быть носителем и выразителем славянской идеи?
Славянская идея находится у нас в самом печальном положении, она — в тисках и не может быть свободно выражена.
Я верю, что бессознательно славянская идея живет в недрах души русского народа, она существует, как инстинкт, все еще темный и не нашедший себе настоящего выражения.
Но настоящего славянского сознания, настоящей славянской идеи у нас нет.
Славянскую идею можно искать только в славянофильстве, в западничестве нет и следов этой идеи.
Но в нашем классическом славянофильстве, у Киреевского, Хомякова, Аксаковых, Самарина, трудно найти чистое выражение славянской идеи.
Образовалось казенно-официальное славянофильство, для которого славянская идея и славянская политика превратились в риторическую терминологию и которому никто уже не верит ни в России, ни за границей.
Славянофильство оказалось бессильным повлиять на власть в направлении творческой славянской политики.
Преобладающей осталась не славянская, а германская инспирированность, и ею заразились сами потомки славянофилов.
Но отношение славянофилов к самому больному и самому важному для нас, русских, славянскому вопросу — к вопросу польскому — было в корне своем ложным и не славянским.
Никогда славянофилы не чувствовали по отношению к польскому народу славянского единства, славянского братства.
Для славянофилов верный своему духу славянский мир должен быть, прежде всего, православным.
Славянина неправославного они чувствовали изменником славянскому делу.
А все своеобразие польской культуры определялось тем, что в ней католичество преломлялось в славянской душе.
Так выковалось польское национальное обличье, совсем особенный славянско-католический лик, отличный и от лика романских католических народов, и от лика славянских православных народов.
Для славянофилов Польша была тем Западом внутри славянского мира, которому они всегда противополагали русский православный Восток, носитель высшего духовного типа и полноты религиозной истины.
А ведь не одни поляки — католики в славянском мире.
И старославянофильское отношение к католичеству делало невозможным искреннее славянское единение.
Славянская идея и славянское единение невозможны, если русский и православный тип славянства признается полной и исключительной истиной, не нуждающейся ни в каком дополнении и ни в каком существовании других типов славянской культуры.
Но эта политика несовместима со славянской идеей.
Русская душа останется навеки славянской душой, принявшей прививку православия.
Но эта русская душа может братски сосуществовать с другими славянскими душами, принявшими другую духовную прививку и представляющими другой культурный тип.
Душа России может полюбить душу Польши, другого великого славянского народа, и от этого она будет еще более самой собой.
От такого единения разных душ в славянстве славянский мир только обогатится.
Несомненно и то, что Россия должна играть первенствующую роль в славянском мире.
Вопрос в том, чтобы Россия окончательно отказалась от той пугающей и отталкивающей идеи, что «славянские ручьи сольются в русском море», т. е. признала вечные права за всякой национальной индивидуальностью и относилась к ней, как к самоценности.
В славянофильстве было истинное зерно славянской идеи, но оно окружено устаревшей и разлагающейся оболочкой, слишком сросшейся с Россией казенной.
 

Цитаты из русской классики со словом «славянский»

Сличались греческий, славянский и русский тексты с переводом на якутский язык.
Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
В описании свойств и нравов славян замечательно, что автор обращает внимание на язык их и говорит, что распространением и умножением славянского языка доказывается распространение славянского народа.
Не много сведений представляет нам история о родоначальниках наших славянах, но и из простого рассказа Нестора видим мы разнообразие нравов и обычаев у разных племен одного рода — славянского.
Большая часть этих славянских племен почти никогда не подвергалась порабощению вследствие завоевания. Зависимость, в которой так часто находились они, большею частию выражалась только в признании чужого владычества и во взносе дани. Таков, например, был характер монгольского владычества в России. Таким образом, славяне сквозь длинный ряд столетий сохранили свою национальность, свои нравы, свой язык.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «славянский»

Предложения со словом «славянский»

Значение слова «славянский»

Афоризмы русских писателей со словом «славянский»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «славянский»

СЛАВЯ́НСКИЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к славяне, к славянство. Славянские народы. Славянские языки.

Все значения слова «славянский»

Предложения со словом «славянский»

  • В числе многих дружин, осаждавших город, Гомер перечисляет и дружину генетов– народа славянского племени.

  • Вначале оно представляло собой греческий алфавит, к 24 буквам которого были добавлены 19 букв для обозначения отсутствующих в греческом языке звуков славянских языков.

  • При этом он допускал явную ошибку, признавая племя славянским народом.

  • (все предложения)

Что (кто) бывает «славянским»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я