Цитаты со словом «польская»

Область
поиска
Область
поиска
И в этом всегда был один из духовных источников ложного отношения к польскому вопросу.
Его христианская правда в решении вопроса польского и еврейского всегда должна быть противопоставляема неправде Достоевского.
Апокалиптичностью запечатлен и мессианизм польский, и это обнаруживает духовную природу славянской расы.
У польских мессианистов, у Мицкевича, Товянского, Цешковского, было очень чистое жертвенное сознание, оно загоралось в сердце народном от великих страданий.
Прежде всего Россия должна освободительно решить польский вопрос, как вопрос мировой.
Война вплотную поставила перед русским сознанием и русской волей все больные славянские вопросы — польский, чешский, сербский, она привела в движение и заставила мучительно задуматься над судьбой своей весь славянский мир Балканского полуострова и Австро-Венгрии.
Но отношение славянофилов к самому больному и самому важному для нас, русских, славянскому вопросу — к вопросу польскому — было в корне своем ложным и не славянским.
Никогда славянофилы не чувствовали по отношению к польскому народу славянского единства, славянского братства.
И они не могли простить польскому народу его католичества.
Они не могли понять и полюбить польскую душу потому, что не могли понять и полюбить душу католическую.
А все своеобразие польской культуры определялось тем, что в ней католичество преломлялось в славянской душе.
Так выковалось польское национальное обличье, совсем особенный славянско-католический лик, отличный и от лика романских католических народов, и от лика славянских православных народов.
Вражда к польскому народу, перед которым мы должны были бы искупить свою историческую вину, делало наше славянофильство лицемерным.
Поэтому он иначе относится к польскому вопросу, чем старые славянофилы.
С братской любовью обращал он свой взор к польскому народу и придавал ему большое положительное значение для судьбы самого русского народа.
Достоевский и Вл. Соловьев по универсальному характеру своего мессианского сознания могут быть сопоставлены с великими польскими мессионистами: с Мицкевичем, Словацким, Красинским, Товянским, Цешковским, Вронским.
Мы постыдно мало знаем польских мессианистов и должны были бы теперь обратиться к их изучению.
Польский мессианизм более чистый и более жертвенный, чем мессианизм русский, который не свободен от идеализации ощущений нашей государственной силы.
Славянофилов же нельзя даже назвать мессианистами в строгом смысле слова, они скорее националисты, и по сознанию своему они стоят многими головами ниже польских мессианистов, которые должны быть признаны первыми провозвестниками славянской идеи.
К сожалению, в дальнейшем трагическая судьба Польши привела к вытеснению славянского мессианизма исключительным польским национализмом.
Среди польских мессианистов есть один, наименее известный, — Вронский, который исповедовал русский, а не польский мессианизм.
Наши левые направления готовы были признать право на существование польской национальности или грузинской, поскольку они угнетены, но не соглашались признать русской национальности, потому что она государственно господствует.
Внешне — исторически русские победили в этой вековой борьбе, они не только отразили опасность полонизации русского народа, но и агрессивно наступали на народ польский и делали попытки его русификации.
Польское государство было раздавлено и разорвано, но польская душа сохранилась, и с еще большей напряженностью выразил себя польский национальный лик.
Великий духовный подъем, выразившийся в польском мессианизме, произошел уже после гибели польского государства.
Польский народ, обнаруживший так мало способностей к государственному строительству, обладающий чертами индивидуалистическими и анархическими, оказался духовно сильным и несокрушимым.
Но русская и польская душа все еще противостоят друг другу, как страшно чуждые, бесконечно разные, друг другу непонятные.
Только настоящее понимание может быть освобождающим, оно избавляет от давящих отрицательных чувств, и следует вникнуть и нам, русским, и полякам, почему русской душе всегда так трудно было полюбить душу польскую, почему польская душа с таким презрением относилась к душе русской?
Россия выросла в колосса, как государственного, так и духовного, и давно уже раздувание польской опасности, как и опасности католической, постыдно и обидно для достоинства русского народа.
В сфере же внутренно-духовной русской душе все еще мешает подойти к душе польской чувство чуждости и враждебности, вызываемое латинско-католической прививкой к славянской душе, создавшей польский национальный лик.
Совсем иная душа польская.
Польская душа — аристократична и индивидуалистична до болезненности, в ней так сильно не только чувство чести, связанное с рыцарской культурой, неведомой России, но и дурной гонор.
В складе польской души русских всегда поражает условная элегантность и сладость, недостаток простоты и прямоты и отталкивает чувство превосходства и презрения, от которых не свободны поляки.
Особое духовное шляхетство отравляло польскую жизнь и сыграло роковую роль в их государственной судьбе.
Польская душа вытягивается вверх.
В польской душе есть переживание Христова пути, страстей Христовых, Голгофской жертвы.
На вершинах польской духовной жизни судьба польского народа переживается, как судьба агнца, приносимого в жертву за грехи мира.
Таков польский мессианизм, прежде всего жертвенный, не связанный с государственной силой, с успехом и господством в мире…
Отсюда рождается в польской душе пафос страдания и жертвы.
В польской душе чувствуется судорожное противление личности, способность к жертве и неспособность к смирению.
В польской душе есть всегда отравленность страстями.
В польской душе есть страшная зависимость от женщины, зависимость, нередко принимающая отталкивающую форму, есть судорога и корчи.
Эта власть женщины, рабство пола чувствуется очень сильно у современных польских писателей, Пшибышевского, Жеромского и др.
В великом славянском мире должна быть и русская стихия и стихия польская.
Много можно было бы указать черт противоположных в народной польской душе.
Это общее и роднящее чувствуется на вершинах духовной жизни русского и польского народа, в мессианском сознании.
И русское и польское мессианское сознание связывает себя с христианством, и одинаково полно оно апокалиптических предчувствий и ожиданий.
Духа есть жажда славянская, русская и польская жажда.
И справедливость требует признать, что польский мессианизм более чистый и жертвенный, чем мессианизм русский.
Много было грехов в старой шляхетской Польше, но грехи эти искуплены жертвенной судьбой польского народа, пережитой им Голгофой.

Неточные совпадения

Идея славянского единения, прежде всего единения русско-польского, не должна быть внешнеполитической, утилитарно-государственной, — она прежде всего должна быть духовной, обращенной внутрь жизни.
 

Цитаты из русской классики со словом «польская»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «польская»

Предложения со словом «польский»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Предложения со словом «польский»

  • Никто никому ничего не говорил, однако новость о том, что этот затворник может стать новым польским королём, мигом обежала город.

  • Говорил он всегда по-русски, и мы не знали польского языка, – даже мать.

  • Сохранившие боеспособность части польской армии отступили для обороны столицы, где им предстояло выдержать ещё две недели под бомбами и артиллерийскими обстрелами.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «польский»

Ассоциации к слову «польский»

Что (кто) бывает «польской»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я