Цитаты со словом «историческая»
Мир вступит в такое измерение своего
исторического бытия, что эти старые категории будут уже неприменимы.
Я чувствовал с первых дней войны, что и Россия и вся Европа вступают в великую неизвестность, в новое
историческое измерение.
Нельзя было расшатывать
исторические основы русского государства во время страшной мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный народ подозрением, что власть изменяет ему и предает его.
Вот что должно в корне измениться после нынешней великой войны, которая являет собой совершенно небывалое
историческое соприкосновение и сплетение восточного и западного человечества.
Творчество русского духа так же двоится, как и русское
историческое бытие.
Я думаю, что нынешний
исторический день совершенно опрокидывает и славянофильские, и западнические платформы и обязывает нас к творчеству нового самосознания и новой жизни.
Этот старый способ не замирит
исторической распри «правого» и «левого» лагеря.
Вынужденное всемирной историей обращение к интересам международным, к
историческим судьбам народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и самосознание.
Исторические инстинкты и историческое сознание у русских интеллигентов почти так же слабы, как у женщин, которые почти совершенно лишены возможности стать на точку зрения историческую и признать ценности исторические.
Ведь последовательно проведенная точка зрения блага людей ведет к отрицанию смысла истории и
исторических ценностей, так как ценности исторические предполагают жертву людским благам и людскими поколениями во имя того, что выше блага и счастья людей и их эмпирической жизни.
С точки зрения благополучия нынешнего поколения можно согласиться на постыдный мир, но это невозможно с точки зрения ценности национальности и ее
исторической судьбы.
Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращенное к
историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм нашего мышления и оценок.
Оно всегда оперировало отвлеченными категориями социологии, этики или догматики, подчиняло
историческую конкретность отвлеченно-социологическим, моральным или догматическим схемам.
Для такого сознания не существовало национальности и расы,
исторической судьбы и исторического многообразия и сложности, для него существовали лишь социологические классы или отвлеченные идеи добра и справедливости.
Задачи
исторические, всегда конкретные и сложные, мы любили решать отвлеченно-социологически, отвлеченно-морально или отвлеченно-религиозно, т. е. упрощать их, сводить к категориям, взятым из других областей.
Можно и должно открывать моральный смысл
исторического процесса, но моральные категории истории существенно отличаются от моральных категорий личной жизни.
Историческая жизнь есть самостоятельная реальность, и в ней есть самостоятельные ценности.
Мы должны раскрыть свою душу и свое сознание для конкретной и многообразной
исторической действительности, обладающей своими специфическими ценностями.
Традиционное применение русской интеллигенции отвлеченно-социологических категорий к
исторической жизни и историческим задачам всегда было лишь своеобразной и прикрытой формой морализирования над историей.
Все эти традиционные и доктринерские точки зрения не признают самостоятельной
исторической реальности и самостоятельных исторических ценностей.
Душа не раскрывается перед многообразной
исторической действительностью, и энергия мысли не работает над новыми творческими задачами, поставленными жизнью и историей.
Вся относительность природного и
исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь в глубине духа, а не во внешней действительности.
Историческое творчество ставится выше отрицательной борьбы партий, направлений, лагерей и групп.
Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответственному бойкоту всего
исторического.
Будущее великого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его
исторического сознания.
Цель жизни народов — не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей
исторической судьбы.
Русская интеллигенция, освобожденная от провинциализма, выйдет, наконец, в
историческую ширь и туда понесет свою жажду правды на земле, свою часто неосознанную мечту о мировом спасении и свою волю к новой, лучшей жизни для человечества.
Старая Россия и должна опьянять себя в час разложения и
исторической кончины.
Так кончина старой
исторической силы застигает ее в момент оргии.
Отказ от
исторического и культурного творчества требовался русским государством, его сторожами и хранителями.
Через
исторический склад русской государственности сами русские пространства ограничивали всякую ответственную самодеятельность и творческую активность русского человека.
Без такого внутреннего сдвига русский народ не может иметь будущего, не может перейти в новый фазис своего
исторического бытия, поистине исторического бытия, и само русское государство подвергается опасности разложения.
В зрелый период
исторического существования народа самобытность должна быть свободно выраженной, смелой, творящей, обращенной вперед, а не назад.
Исторический период власти пространств над душой русского народа кончается.
Русский народ вступает в новый
исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом своей судьбы.
Россия совмещает в себе несколько
исторических и культурных возрастов, от раннего средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры.
А жизнь передовых кругов Петрограда и Москвы и жизнь глухих уголков далекой русской провинции принадлежит к разным
историческим эпохам.
Исторический строй русской государственности централизовал государственно-общественную жизнь, отравил бюрократизмом и задавил провинциальную общественную и культурную жизнь.
Исторический час жизни России требует, чтобы русский человек раскрыл свою человеческую духовную активность.
Историческая судьба русского народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного развития.
Русский интеллигентский максимализм, революционизм, радикализм есть особого рода моралистический аскетизм в отношении к государственной, общественной и вообще
исторической жизни.
И в этом русский интеллигент, оторванный от родной почвы, остается характерно-русским человеком, никогда не имевшим вкуса к истории, к
исторической мысли и к историческому драматизму.
Гуманитарно-пасифистская настроенность, всегда очень элементарная и упрощенная, бессильна перед грозным ликом
исторической судьбы, исторической трагедии.
Национальность есть проблема
историческая, а не социальная, проблема конкретной культуры, а не отвлеченной общественности.
Другого
исторического пути нет, другой путь есть отвлеченность, пустота или чисто индивидуальный уход в глубь духа, в мир иной.
Нация есть динамическая субстанция, а не преходящая
историческая функция, она корнями своими врастает в таинственную глубину жизни.
Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих
исторических образований в жизни народов.
Национальность — сложное
историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик.
И в результате всех
исторических и психологических исследований остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключена вся тайна национальной индивидуальности.
Тайна национальности хранится за всей зыбкостью
исторических стихий, за всеми переменами судьбы, за всеми движениями, разрушающими прошлое и создающими небывшее.
Неточные совпадения
Я думал, что мир приближается путем страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической проблемы Востока и Запада и что России выпадет в этом решении центральная роль.
И самым коренным грехом славянофильства было то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.
И это было вполне осознано католичеством, хотя и скреплено с относительными телесно-историческими явлениями (папизм).
Но в природно-историческом процессе царит относительное и среднее.
Привычные доктрины и теории оказались бессильны перед грозным лицом всемирно-исторического фатума.
Обращение к международному и всемирно-историческому обостряет чувство ценности собственной национальности и сознание ее задач в мире.
К таким реальностям и ценностям принадлежит национальность, которая есть категория конкретно-историческая, а не отвлеченно-социологическая.
Мы должны признать реальность нации и ценность национально-исторических задач.
Кругозор становится мировым, всемирно-историческим.
Цитаты из русской классики со словом «историческая»
Ассоциации к слову «историческая»
Синонимы к слову «историческая»
Предложения со словом «исторический»
- Здесь случайность в жизни трагического героя осмыслена, подготовлена всем ходом развития исторических событий.
- На современном этапе развития исторической науки появляется большое количество диссертационных работ по региональной церковной истории.
- Приблизительную ценность, однако же, деление на периоды всегда имеет, если только основанием деления являются не случайные, а основные факты исторического процесса.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «исторический»
Что (кто) бывает «исторической»
Значение слова «исторический»
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к история (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Исторический процесс. Исторические памятники. Историческая наука. Историческое исследование. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЧЕСКИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «исторический»
- Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
- Нормы цивилизованного поведения должны безусловно исходить из того, что жизнь любого человека, где бы он ни жил, священна, природа неделима, а исторические памятники в какой-то степени принадлежат всему человечеству.
- Наука не имеет силы отрешаться от прочих элементов исторической эпохи; напротив, она есть сознательная, развитая мысль своего времени; она делит судьбы всего окружающего.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно