Неточные совпадения
Если наука есть экономическое приспособление к мировой
данности и послушание мировой необходимости, то почему же и в каком смысле
философия должна зависеть от науки и быть наукой?
По своей сущности и по своей задаче
философия никогда не была приспособлением к необходимости, никогда подлинные, призванные философы не были послушны мировой
данности, ибо философы искали премудрой истины, превышающей данный мир.
Философия есть познавательный выход из мировой
данности, прозрение, преодолевающее мировую необходимость.
Неволя у мировой
данности, обязательная для науки, для
философии есть падение и измена познавательной воле к свободе.
Должно сказать с полным сознанием и дерзновением, что границы мировой
данности и повеления мировой необходимости необязательны для
философии.
Философия свободна от того, каким дан нам мир, ибо ищет она истину мира и смысл мира, а не
данность мира.
Освобождение
философии как творческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т. е. героическое противление всякому приспособлению к необходимости и
данности.
Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой
данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира.
Когда
философия делается наукой, она не достигает своей заветной цели — прорыва из мировой
данности, прозрения свободы за необходимостью.
Приспособление к бессмысленной мировой
данности может лишь помешать постигнуть смысл, а сторонники научной
философии именно и требуют этого приспособления, т. е. отрицают творческую природу
философии.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных
философий, плененных мировой
данностью, бытием в состоянии необходимости.
Философия, как и всякий творческий акт, устремлена к трансцендентному, к переходу за грани мировой
данности.
Философия Риккерта, как и всякая
философия, стремится за пределы мировой
данности, мировой необходимости, к мировому смыслу и мировой свободе.
[ «Дело состоит в направленности кантианства на самое себя: поскольку кантианская трансцендентальная
философия исследует познание бытия, постольку трансцендентальное философское познание систематизирует свои собственные принципы; подобным образом трансцендентальная
философия будет познавать априорную форму как внечувственно-действующее, но в логике теперь уже не должно таиться ничего помимо того, что дается априорной теорией и познанием чувственной
данности» (нем.).]
Познание ценностей, т. е. того, что находится за пределами мировой
данности, навязанной действительности, есть дело
философии как творческого искусства, а не как науки, и потому не требует логики познания ценностей.
Логика есть лишь лестница, по которой интуитивная
философия спускается в мировую
данность, она лишь инструмент.