Для христианского общения, для церковного
сознания истины о Троичности Божества и о богочеловеческой природе Христа не менее общеобязательны, чем истины математики, чем законы физики.
Неточные совпадения
Все схоластическое
сознание покоится на идее наукообразности
истин религиозных и метафизических.
В самой Библии для схоластического
сознания заключалась не только вечная религиозная
истина, но и
истина научная — наивная, детская астрономия, геология, биология, которые скреплены были с религией.
В основной книге Каббалы, «Зохаре», и у Бёме в «Mysterium magnum» (толковании на первую книгу Моисея) снимаются с Библии оковы ограниченности и подавленности ветхого
сознания человечества и приоткрывается
истина о космическом человеке.
В
сознании святоотеческом абсолютной и головокружительной христологической
истине об искуплении не соответствует абсолютная и головокружительная
истина о человеке.
Нераскрытость антропологической
истины в христианстве привела к возникновению антропологии гуманистической, созданной по произвольному почину самого человека и в формальной реакции против религиозного
сознания Средних веков.
И рационалист Гарнак по глубокому своему чувству склоняется перед абсолютностью евангельской
истины не менее, чем католики и православные, хотя и нет в нем
сознания того, кто был Христос.
Для религиозного
сознания человека новой мировой эпохи есть один только выход: религиозное осознание той
истины, что новозаветное христианство не есть полная и завершенная религиозная
истина.
Но в нем есть какая-то дробная часть
истины, какое-то отраженное, послушное
сознание погруженности человека в необходимость.
Сознанию Канта открылась великая
истина о нравственной автономии личности, но он рационалистически подчинил творческую индивидуальность общеобязательному закону.
Они слишком живо чувствовали совершенное Им дело спасения людей, и это необъятно-величественное дело как бы заслонило собою в их религиозном
сознании все другие
истины веры, так что они знали и хотели знать одного только Христа, распятого и прославленного и прославляющего других в Своем вечном царстве.
Но бывают времена, когда открывшаяся сначала некоторым людям высшая против прежней степень
сознания истины, равномерно переходя от одних к другим, захватывает такое большое количество людей, что прежнее общественное мнение, основанное на низшей степени сознания, начинает колебаться и новое уже готово установиться, но еще не установилось.
Но тут мне стало досадно на себя. Отчего я сразу не подошел к ней? Зачем скрылся и теперь крадусь по следам, как вор, в темноте? Чего же мне стыдиться? Что я сделал дурного? Откуда этот стыд собственного существования? Если это боязнь показать то серое грязное пятно, которое залегло у меня в душе… то почему же я стыжусь
сознания истины?..
Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным
сознанием истины.
Неточные совпадения
Мысли его растекались по двум линиям: думая о женщине, он в то же время пытался дать себе отчет в своем отношении к Степану Кутузову. Третья встреча с этим человеком заставила Клима понять, что Кутузов возбуждает в нем чувствования слишком противоречивые. «Кутузовщина», грубоватые шуточки, уверенность в неоспоримости исповедуемой
истины и еще многое — антипатично, но прямодушие Кутузова, его
сознание своей свободы приятно в нем и даже возбуждает зависть к нему, притом не злую зависть.
Приказчик улыбался, делая вид, что он это самое давно думал и очень рад слышать, но в сущности ничего не понимал, очевидно не оттого, что Нехлюдов неясно выражался, но оттого, что по этому проекту выходило то, что Нехлюдов отказывался от своей выгоды для выгоды других, а между тем
истина о том, что всякий человек заботится только о своей выгоде в ущерб выгоде других людей, так укоренилась в
сознании приказчика, что он предполагал, что чего-нибудь не понимает, когда Нехлюдов говорил о том, что весь доход с земли должен поступать в общественный капитал крестьян.
И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может познать
истины, что
истина открывается только совокупности людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без
сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему
сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
Согласитесь, что одно
сознание такой
истины в состоянии отравить жизнь.
Таким образом, дробная
истина выдает себя за единую
Истину, которая раскрывается лишь неустанному углублению и расширению
сознания, т. е. возрастанию духовному.