Неточные совпадения
Для Гегеля «различные категории не суть собрания
отдельных изолированных идей, которые мы находим в наших
умах и которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих замках; он пытается доказать, что категории не суть внешние орудия, которыми пользуется разум, но элементы целого или стадии сложного процесса, который в своем единстве есть самый разум» (там же, с. 182).
Заблуждение коренится не в ограниченности
отдельного ума, которая могла бы компенсироваться гениальностью другого ума, оно имеет источником состояние мира, который «во зле лежит».
Неточные совпадения
И по себе сужу: проработал я полвека московским хроникером и бытописателем, а мне и на
ум не приходило хоть словом обмолвиться о банях, хотя я знал немало о них, знал бытовые особенности
отдельных бань; встречался там с интереснейшими москвичами всех слоев, которых не раз описывал при другой обстановке. А ведь в Москве было шестьдесят самых разнохарактерных, каждая по-своему, бань, и, кроме того, все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами.
Но так как старшие неохотно раскрывали перед нами черты этого «неприличного» эпизода, то в наших
умах из
отдельных черточек сложилась более романтическая легенда.
Мне кажется, что
ум человеческий в каждом
отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части
ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании философских теорий.
Равным образом и все практические последствия дурного развития
ума или воли не должны быть относимы прямо к вине
отдельной личности, а должны быть приписаны действию тех же обстоятельств.
Божество по благодати открывается человеку в меру способности
отдельного духа, но сама «пресущественная беспредельность лежит выше сущности (трансцендентна ей); выше
умов превышающее
ум единство; недоступно всякому рассуждению единое, превосходящее рассуждение; неизреченное для всякого слова благо превыше слова; единство, единящее всякое единство, и пресущественная сущность, и
ум, недоступный
уму, и слово неизрекаемое, бессловность, безразумность и безымянность, не соответствующая ничему из сущего; виновное в бытии всего, само не будучи сущим, как трансцендентное всякой сущности» (ib.).