Неточные совпадения
Еще можно определить науку
как сокращенное, экономическое описание данной мировой
необходимости в целях ориентировки и реакции самосохранения [В широком смысле прагматическая теория познания есть единственно возможная и единственно верная теория научного познания.
Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте
необходимости, и категория
необходимости — основная категория научного мышления
как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия.
Если наука есть экономическое приспособление к мировой данности и послушание мировой
необходимости, то почему же и в
каком смысле философия должна зависеть от науки и быть наукой?
И так
как подлинный пафос философии всегда был в героической войне творческого познания против всякой
необходимости и всякого данного состояния бытия, так
как задачей философии всегда был трансцензус, переход за грани, то философия никогда не была наукой и не могла быть научной.
Освобождение философии
как творческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т. е. героическое противление всякому приспособлению к
необходимости и данности.
Во все времена философия знала своих героев, которые отстаивали свободную философию
как искусство творить существенные идеи, через которые за
необходимостью прозревалась свобода, за бессмыслицей — смысл.
Общеобязательность науки,
как приспособление к данному состоянию мира, выражает низшую, ущербную форму общения на почве мировой
необходимости.
Общеобязательность философии предполагает уже высшую форму общения, так
как в философском творчестве есть героическое преодоление мировой
необходимости, меньшему количеству людей доступное.
Философия не верит, что мир таков,
каким нам по
необходимости навязан.
Философия Риккерта,
как и всякая философия, стремится за пределы мировой данности, мировой
необходимости, к мировому смыслу и мировой свободе.
Восприятие мира
как ценности или
как смысла, по существу, не есть научное восприятие мира, это творческий акт, а не приспособление к
необходимости.
Научные понятия — экономически самое полезное и логически самое верное проникновение в мир
необходимости, а метафизическая интуиция есть уже проникновение в мир иной, лежащий за пределами всего данного, и постижение данного мира лишь
как частного и болезненного состояния иного мира.
Лучшие люди начинают сознавать, что наступает конец старой, пассивной философии
необходимости, в
какой бы форме она ни являлась — в метафизической, критической или позитивистической [Гениальное и дерзновенное сознание того, что философия должна быть органом творческой активности человека, есть у неведомого русского мыслителя Н. Ф. Федорова.
Материализм и позитивизм — в такой же мере философия послушания
необходимости, в
какой схоластическая и рационалистическая метафизика.
Творческая, активная природа философского познания чувствовалась в полете гения, но придавлена была всеобщим послушанием
необходимости, связанным,
как будет видно, глубочайшими религиозными причинами.
Послушание
необходимости (природе или категориям) понимается
как интеллектуальная честность и совестливость.
Быть может, доказательство стоит на пути познания истины
как препятствие встреченной
необходимости.
Теософия
как будто бы приспособляется к мировой
необходимости и делается более доступной среднему человеческому уровню.
Но гуманизм не знает человека
как образа и подобия Божьего, ибо не хочет знать Бога, не знает человека
как свободного духа, ибо он во власти природной
необходимости.
Но благоустройство и благоденствие человека на земле, отворачивающееся от неискоренимого трагизма человеческой жизни, есть отрицание человека
как существа, принадлежащего к двум мирам,
как сопричастника не только природного царства
необходимости, но и сверхприродного царства свободы.
Не успел Л. Фейербах провозгласить религию человечества,
как К. Маркс в своем материалистическом социализме довел гуманизм до окончательного отрицания человека, до последнего порабощения человека
необходимостью, до обращения человека в орудие материальных производительных сил.
Во всех попытках,
как церковных, так и внецерковных, по-евангельски, новозаветно оправдать, осмыслить все в жизни, обосновать все ценности жизни чувствуется какая-то натяжка, какое-то насилие над Евангелием, какое-то произвольное внесение в Евангелие ценностей иного мира [
Необходимость освободить абсолютность евангельского духа от относительных ценностей мира в последнее время прекрасно сознают М. М. Тареев в своих «Основах христианства» и кн. Е. Трубецкой в интересном труде «Миросозерцание Вл. С. Соловьева».
Как существо падшее, порабощенное последствиям греха и попавшее во власть
необходимости, человек должен пройти через тайну искупления, должен в мистерии искупления восстановить свою богоподобную природу, вернуть себе утерянную свободу.
«Науки и искусства»,
как государство, хозяйство и семья, могут быть поняты
как послушание последствиям греха,
как реакция на
необходимость природного порядка.
С большей последовательностью и радикализмом истолковывает экономический материализм всю творческую культуру
как послушание
необходимости,
как приспособление к состоянию человека, отяжелевшего от погружения в материальные сферы бытия.
Должно быть осознание того,
как много в «культуре» от
необходимости, а не от свободы, от приспособления, а не от творчества.
Но в марксизме само это осознание совершается
как акт приспособления к
необходимости, а не
как акт свободного творчества.
Марксистское учение о социальном развитии такое же консервативное, нетворческое, такое же покорное
необходимости,
как и дарвинистическое учение о биологическом развитии.
Учение о творческом развитии предполагает свободу
как основу
необходимости и личность
как основу всякого бытия.
Свобода не есть сознанная
необходимость,
как учили германские идеалисты.
Христианство
как религия искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую
необходимость.
Марксизм говорит о том,
как соединиться из жизненной
необходимости в общество тем атомам, которые чужды друг другу и ненавидят друг друга.
Коренная ложь всякой «политики» в том, что она выдает себя за творчество нового общения, в то время
как она есть лишь выражение старой разобщенности, некосмичности мира, приспособление к злой
необходимости.
Марксистский социализм последовательно и до конца раскрывает природу общественности
как послушание последствиям греха и приспособление к
необходимости кесарева царства.
И праведно клеймило церковно-христианское сознание магию
как рабство у природной
необходимости,
как заколдованность.
Неточные совпадения
Из наук преподавать три: а) арифметику,
как необходимое пособие при взыскании недоимок; б) науку о
необходимости очищать улицы от навоза; и в) науку о постепенности мероприятий.
Как бы то ни было, но деятельность Двоекурова в Глупове была, несомненно, плодотворна. Одно то, что он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, доказывает, что он был по прямой линии родоначальником тех смелых новаторов, которые спустя три четверти столетия вели войны во имя картофеля. Но самое важное дело его градоначальствования — это, бесспорно, записка о
необходимости учреждения в Глупове академии.
Ему казалось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою
необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же
как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его общему развитию, так для общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия.
Что же касалось до предложения, сделанного Левиным, — принять участие,
как пайщику, вместе с работниками во всем хозяйственном предприятии, — то приказчик на это выразил только большое уныние и никакого определенного мнения, а тотчас заговорил о
необходимости на завтра свезти остальные снопы ржи и послать двоить, так что Левин почувствовал, что теперь не до этого.
Все эти дни Долли была одна с детьми. Говорить о своем горе она не хотела, а с этим горем на душе говорить о постороннем она не могла. Она знала, что, так или иначе, она Анне выскажет всё, и то ее радовала мысль о том,
как она выскажет, то злила
необходимость говорить о своем унижении с ней, его сестрой, и слышать от нее готовые фразы увещания и утешения.