Цитаты со словом «данность»

Область
поиска
Область
поиска
Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью.
Космос есть истинно сущее, подлинное бытие, но «мир» — призрачен, призрачна мировая данность и мировая необходимость.
Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разодранного, некосмического состояния мира.
Всякая подавленность есть оторванность человека от подлинного мира, утеря микрокосмичности, плен у «мира», рабство у данности и необходимости.
Мировая необходимость, мировая данность — аримановы.
В религиозной жизни нет объективной данности и объективной предметности.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой данности, со всех сторон на него наступающей.
Для этой охраняющей его ориентировки человек должен привести себя в соответствие с мировой данностью, с окружающей его мировой необходимостью.
Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности и познание из необходимости.
Научная логика есть орудие приспособления к необходимости, в ней есть покорность мировой необходимости, и на ней лежит печать ограниченности этой необходимостью, этой данностью.
Ученые расчленяли мировую данность на отдельные, специальные сферы и давали экономически сокращенное описание отдельных сфер под наименованием законов природы.
Если наука есть экономическое приспособление к мировой данности и послушание мировой необходимости, то почему же и в каком смысле философия должна зависеть от науки и быть наукой?
По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости, никогда подлинные, призванные философы не были послушны мировой данности, ибо философы искали премудрой истины, превышающей данный мир.
Философия есть познавательный выход из мировой данности, прозрение, преодолевающее мировую необходимость.
Неволя у мировой данности, обязательная для науки, для философии есть падение и измена познавательной воле к свободе.
Должно сказать с полным сознанием и дерзновением, что границы мировой данности и повеления мировой необходимости необязательны для философии.
Философия свободна от того, каким дан нам мир, ибо ищет она истину мира и смысл мира, а не данность мира.
Освобождение философии как творческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т. е. героическое противление всякому приспособлению к необходимости и данности.
Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира.
Когда философия делается наукой, она не достигает своей заветной цели — прорыва из мировой данности, прозрения свободы за необходимостью.
Приспособление к бессмысленной мировой данности может лишь помешать постигнуть смысл, а сторонники научной философии именно и требуют этого приспособления, т. е. отрицают творческую природу философии.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
Дискурсивное мышление — аппарат, прекрасно приспособленный к операциям над навязанной мировой данностью, в нем есть необходимость приспособления к необходимости мировой данности.
Во все времена по-разному философы отстаивали свою самостоятельность и свое противление мировой данности, говоря, что цель их познания — свобода, а не природа, дух, а не материя, ценность, а не действительность, смысл, а не необходимость, сущность, а не являющееся.
Философия, как и всякий творческий акт, устремлена к трансцендентному, к переходу за грани мировой данности.
Философия Риккерта, как и всякая философия, стремится за пределы мировой данности, мировой необходимости, к мировому смыслу и мировой свободе.
[ «Дело состоит в направленности кантианства на самое себя: поскольку кантианская трансцендентальная философия исследует познание бытия, постольку трансцендентальное философское познание систематизирует свои собственные принципы; подобным образом трансцендентальная философия будет познавать априорную форму как внечувственно-действующее, но в логике теперь уже не должно таиться ничего помимо того, что дается априорной теорией и познанием чувственной данности» (нем.).]
Познание ценностей, т. е. того, что находится за пределами мировой данности, навязанной действительности, есть дело философии как творческого искусства, а не как науки, и потому не требует логики познания ценностей.
Логика есть лишь лестница, по которой интуитивная философия спускается в мировую данность, она лишь инструмент.
Но, в конце концов, прагматизм англосаксонский требует лишь более многообразных форм приспособления к мировой данности, к необходимости.
И это все-таки оказывается формой приспособления к мировой данности.
И все направление нашего духа по линии наименьшего сопротивления, по линии мировой данности, вся пассивная послушность духа говорят за то, что в мире нет свободы и нет смысла, нет того, к чему дух рвется.
Сомнение и раздвоение делают познающего зависимым от мировой данности с ее дурной множественностью, делают рабом необходимости.
Доказательство есть необходимость в дискурсивном мышлении — приспособление к необходимости в мировой данности.
Что ценность и значение земли и человека превышают весь природный мир, истина эта и должна быть скрыта для науки, приспособленной лишь к мировой данности и необходимости.
Познание по глубочайшей своей сущности не может быть лишь послушным отражением действительности, приспособлением к данности — оно есть также активное преображение, осмысливание бытия, торжество в бытии мирового разума, солнечный в нем свет.
Но критическая гносеология ориентируется исключительно на науке, т. е. на познании как приспособлении к мировой данности, как послушании необходимому.
Мир — замкнутая данность, мир инертен.
Тварное бытие вечно продолжает твориться, в нем нет границ для творческого процесса, оно — не статично, оно — не замкнутая данность.
Акт творческой свободы трансцендентен по отношению к мировой данности, к замкнутому кругу мировой энергии.
И для точки зрения имманентной мировой данности акт этот всегда должен представляться творчеством из ничего.
Реализм не стремится, подобно классицизму, к достижению ценности красоты здесь, имманентно, он послушен не канону-закону, как классицизм, а действительности, мировой данности.
Буржуазность есть приспособление к мировой данности в целях устроения, спокойствия и безопасности в этом мире.
Противоположно буржуазности всякое творческое преодоление мировой данности, выход из оценок мировой инерции.
Мещанская мораль прикреплена к месту, ограничена данностью, боится всякого отрыва.
Это — банальная мещанская мораль, доведшая послушание до холопства и приспособление к мировой данности до апологии розог [Еп.
 

Цитаты из русской классики со словом «данность»

Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
В первичной субъективности существования совсем не дано бытия, у нас нет опыта данности бытия.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной данности бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Однако и здесь, поскольку мы имеем дело с отношением религиозным, оно связано именно с устремлением за эмпирическую данность к некоему трансцендентному ноумену [Ноумен — умопостигаемая сущность, в отличие от «феномена» — объекта чувственного содержания.
И если дух пассивен в отношении к социальной жизни, к социальным отношениям людей, если духовность совершенно отрешается от социальной жизни и покорна социальным формам, как данности, то этим искажается самая духовность, замутняется и порабощается.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «данность»

Предложения со словом «данность»

Значение слова «данность»

  • ДА'ННОСТЬ, и, ж. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Д. сознания. (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения слова ДАННОСТЬ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «данность»

ДА'ННОСТЬ, и, ж. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Д. сознания.

Все значения слова «данность»

Предложения со словом «данность»

  • Это не хорошо и не плохо – просто объективная данность, но тоже логически вписанная в современность и отражающая знаковые культурные тенденции.

  • Третья особенность объекта – это абстрактность его актуальных для мышления свойств при его непосредственной данности субъекту.

  • Одновременно с этим последние исследования отчётливо показали, что империи в столь же незначительной степени являются данностями и статичными образованиями, как и нации.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «данность»

Ассоциации к слову «данность»

Какой бывает «данность»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я