К религии он относился так же отрицательно, как и к существующему экономическому устройству. Поняв нелепость веры, в которой он вырос, и с усилием и сначала страхом, а потом с восторгом освободившись от нее, он, как бы в возмездие за тот обман, в котором держали его и его предков, не уставал ядовито и озлобленно смеяться над попами и над
религиозными догматами.
Рационалисты любят видеть рационализм и интеллектуализм именно там, где его нет, где он преодолевается — в
религиозных догматах, в религиозном объективизме и религиозном реализме.
Но что делать с людьми, которые не проповедуют ни революции, ни каких-либо особенных
религиозных догматов, а только потому, что они не желают делать никому зла, отказываются от присяги, уплаты податей, участия в суде, от военной службы, от таких обязанностей, на которых зиждется всё устройство государства?
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни
религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Неточные совпадения
Догматы Христовы — непостижимы, сверхразумны, и отречение, отвержение соблазнов рациональных есть условие
религиозного гнозиса.
Но
догматы религиозного откровения могут быть питанием
религиозной философии, значение которой отрицать было бы мракобесием.
Из этого опыта, всегда частичного, но допускающего неопределенный и безмерный рост, почерпается общее указание, что
догматы действительно свидетельствуют о
религиозных реальностях, следовательно, показуют истинный путь.
Потому церковное богатство
догматов, как задача, всегда превышает наличность
религиозного опыта, но в то же время и всегда в него входит, его определяет.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское,
религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию
догматов; 3)
религиозную философию как философское творчество на
религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).