Неточные совпадения
Когда мой
духовный путь привел меня в близкое соприкосновение с миром православным,
то я ощутил
ту же тоску, которую ощущал в мире аристократическом и в мире революционном, увидел
то же посягательство на свободу,
ту же вражду к независимости личности и к творчеству.
«Первые»,
то есть достигшие
духовной высоты (я не говорю об элементарном случае «первых» в знатности, богатстве и власти), делаются «последними».
Но обозревая свой
духовный путь, я должен сказать, что у меня не было
того, что называют в точном смысле обращением (conversion).
В этом случае
то, что в книге написано, есть лишь знаки моего
духовного пути.
Революционность, присущая моей природе, есть прежде всего революционность
духовная, есть восстание духа,
то есть свободы и смысла, против рабства и бессмыслицы мира.
Отвращение к
тому, что называется «буржуазностью», не только в социальном, но и в
духовном смысле, всегда было моим двигателем.
Насмешливо-терпимое отношение либералов связано было с
тем, что они скептики и считают
духовные искания чепухой, хотя и безвредной.
В статье, написанной в 1907 году и вошедшей в мою книгу «
Духовный кризис интеллигенции», я довольно точно предсказал, что, когда в России настанет час настоящей революции,
то победят большевики.
Он должен был прежде всего выразить кризис миросозерцания интеллигенции,
духовные искания
того времени, идеализм, движение к христианству, новое религиозное сознание и соединить это с новыми течениями в литературе, которые не находили себе места в старых журналах, и с политикой левого крыла Союза освобождения, с участием более свободных социалистов.
Культурно-духовное движение
того времени было своеобразным русским романтизмом, оно менее всего было классическим по своему духу.
Это был прежде всего внутренний религиозный процесс, и он был в значительной степени связан с
духовной реакцией против литературных течений
того времени.
В основании ее лежали иные
темы и проблемы, иной
духовный опыт.
Бог открывает Себя миру, Он открывает Себя в пророках, в Сыне, в Духе, в
духовной высоте человека, но Бог не управляет этим миром, который есть отпадение во внешнюю
тьму.
Припоминая свой
духовный путь, я принужден сознать, что в моей жизни не было
того, что католики и протестанты (гораздо менее православные) называют convertion и чему приписывают такое центральное значение.
Для описания своего
духовного пути я должен все время настаивать на
том, что я изошел в своей религиозной жизни из свободы и пришел к свободе.
Меня отделяло от людей, которые считали себя вполне ортодоксальными,
то, что историческое откровение было для меня вторичным по сравнению с откровением
духовным.
Он признавал лишь авторитет старцев,
то есть людей
духовных даров и
духовного опыта, не связанных с иерархическим чином.
Тогда встал епископ Федор, тогда ректор Московской
духовной академии,
то есть высшего учебного заведения, и сказал: «Зачем сравнительная история религий, которая может соблазнить?
Летом
того года, в который я общался с сектантами в Яме, ко мне пришли из соседней усадьбы Шеерманов для
духовных бесед со мной.
Но если сознание греховности есть неизбежный момент
духовного пути, который мне очень свойствен,
то исключительная отдача себя этому сознанию и бесконечное углубление в него приводит к подавленности и к ослаблению жизненной силы.
Традиционные книги о
духовной жизни обыкновенно дают ответ на этот вопрос в
том смысле, что после переживания греховности и недостоинства человека наступает просветление благодатью.
И это открывается в
духовном опыте человека, а не в богословском умозрении; божественная драма опрокинута в человеческую драму,
то, что вверху, опрокинуто в
то, что внизу.
Доклады читались на очень разнообразные
темы, но всегда в
духовной углубленности.
Значение Вольной академии
духовной культуры было в
том, что в эти тяжелые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры.
По этому случаю в «Правде» было написано, что в советском учреждении читаются лекции на религиозно-духовные
темы, и что это не может быть терпимо.
Я остался
духовным противником тоталитарного коммунизма как в России, так и на Западе, что не мешало невежественным и маниакальным кругам эмиграции считать меня если не коммунистом,
то коммюнизаном.
Между
тем, мне приходилось действовать в среде духовно чуждой, враждебной к философской мысли, свободе,
духовному творчеству, социальной справедливости, всему, что я ценил и чему служил.
Мне пришло в голову устроить собеседования более интимного характера на
темы не столько богословские и церковные, сколько на
темы мистические, связанные с
духовной жизнью.
У нас в доме, по обыкновению, собирались и беседовали на
темы духовного порядка и на связанные с ними
темы социальные.
Если допустить существование вечности адских мук,
то вся моя
духовная и нравственная жизнь лишается всякого смысла и всякой ценности, ибо протекает под знаком террора.
Смерть есть ужас расставания и вместе с
тем продолжение
духовного общения.