Цитаты со словом «учение»
Я был мальчиком очень раннего развития, хотя и мало способным к регулярному
учению.
Рабье
учение о смирении исключает возможность бунта и восстания, оно требует послушания и покорности даже злу.
Христианство не только не было реализовано в жизни, что всегда можно объяснить греховностью человеческой природы, но оно было искажено в самом
учении, вплоть до самой догматики.
«Первые» умудрились оправдать свое положение на основании христианского
учения.
Я нисколько не сомневаюсь, что в жестоком
учении о вечных адских муках трансформированы садические инстинкты.
В основании моего отвращения к
учению о вечных адских муках лежит, вероятно, мое первичное чувство жалости и сострадания, невозможности радости и блаженства, когда существует непомерное страдание и мука.
Но я вижу большое противоречие между замечательными мыслями этой статьи и его
учением о Софии.
Соловьева, в противоположность его персоналистическому
учению о любви, был силен эрос платонический, который направлен на вечную женственность Божью, а не на конкретную женщину.
Это родственно
учению о припоминании Платона и учению Лейбница о монаде как микрокосме.
Но
учение Канта о трансцендентной иллюзии (Schein) гениально.
С точки зрения современной психологии мою изначальную тему можно было бы формулировать как различение между бессознательным и сознанием, но научная психология и ее представители не способны к философскому обоснованию и развитию
учения о бессознательном.
Думаю, что особенность моей философии прежде всего в том, что у меня иное понимание реальности, чем у большей части философских
учений.
Это был разрыв с онтологической традицией Парменида, Платона, Аристотеля, Фомы Аквината, многих течений новой философии вплоть до Вл. Соловьева с его
учением о всеединстве.
Большая часть философских
учений о свободе меня не удовлетворяла, особенно традиционное учение о «свободе воли».
Но ошибочно сводят мои мысли о свободе к бёмевскому
учению об Ungrund’e [Причина, изначальный мотив (нем.).].
Плохо понимают характер моего дуализма, ошибочно приписывая ему онтологический характер, особенно плохо понимают центральное для меня значение
учения об объективации и эсхатологические мотивы моей философии.
Мой иррационализм или сверхрационализм прошел через «просвещение», не в смысле французских течений XVIII века, а в смысле Канта, который формулировал вечную правду «просвещения» и с ней связывал свое
учение об автономии.
К церковным догматам относился отрицательно и видел в них искажение
учения Христа.
Это с трудом может признать
учение о греховности, которое считается наиболее ортодоксальным.
Я еще буду говорить о том, что
учение о Промысле требует радикальной переработки.
В традиционной своей форме это
учение ведет к атеизму.
Все богословские
учения мне представлялись недопустимой рационализацией тайны.
Обычно связывали эту идею с
учением любимого мной Я.
Наибольшую критику во мне вызывает традиционное
учение о Промысле, которое, в сущности, есть скрытый пантеизм в наименее приемлемой форме.
Ложное
учение о смирении исказило христианство и унизило человека как богоподобного духовного существа.
Но я, в сущности, всегда думал, что монашеская аскеза, особенно сирийского типа, есть искажение
учения Христа, есть монофизитство, она находится в противоречии с откровением о Богочеловечности.
Все традиционные богословские
учения мне представлялись враждебными моей идее творчества.
Наибольшие сомнения и возражения вызывает мое
учение о несотворенной, добытийственной свободе, которое у меня все более и более вычеканивалось.
Персонализм есть трудное метафизическое
учение, переворачивающее понятие реальности.
Наиболее боевыми были мои собственные статьи, и они иногда производили впечатление скандала, например, статьи против Карловацкого епископата, против разрыва с Московской церковью, против осуждения митрополитом Сергием
учения о Софии отца С. Булгакова, против Богословского института в связи с историей с Г. П. Федотовым.
Все богословско-метафизические
учения, которые противополагаются моему «дуализму», в сущности, суть формы рационализма, уничтожающего тайну, и неверно описывают духовный опыт, не хотят знать трагизма, противоречия, иррациональности.
Традиционные богословско-метафизические
учения неотвратимо должны приводить к идее предопределения, которая наиболее мне антипатична.
Несотворенная свобода объясняет не только возникновение зла, непонятное для традиционных философских
учений, но и возникновение творческой новизны, небывшего.
Но меня совсем не удовлетворяет очищенное спиритуалистическое
учение о бессмертии души, как и идеалистическое учение о бессмертии универсального идеального начала.
Эти
учения отрицают трагедию смерти и не направлены на конкретную целостную личность.
Этого персонализма нет, например, в теософических
учениях, которые разлагают личность на космические элементы и слагают их уже в другую личность.
Наибольшее противление у меня вызывает всякая объективация ада и всякая попытка построить онтологию ада, что и делают традиционные богословские
учения.
Трудно защищать не веру в Бога, трудно защищать традиционное
учение о Промысле Божьем в мире.
Это
учение никак не может быть согласовано с существованием зла и его необычайными победами в мировой жизни, с непомерными страданиями человека.
В сущности, это
учение о Промысле оборачивается оправданием зла.
Меня мучило одно противоречие Евангелия и противоречие основное, относящееся к самому духу
учения Христа, а не к чему-то второстепенному.
Все
учение Христа проникнуто любовью, милосердием, всепрощением, бесконечной человечностью, которой раньше мир не знал.
Притчи — экзотеричны, в них
учение Христа, голос свыше преломлены в темном еще человеческом сознании.
Во многих местах Евангелия образ Христа и Его
учение видны лишь через тусклое стекло.
Христианское
учение о греховности человеческой природы, которое очень легко делалось совершенно отвлеченным, конкретизировалось и приобретало наукообразный характер.
Теории Маркса, Ницше, Фрейда, Гейдеггера, современный роман, ужасы войны и революции, вспышки древней жестокости и господство новой лживости — все сокрушает возвышенные
учения о человеке.
Учение М. Штирнера о «единственном и его собственности» можно признать бледным отражением и вырождением в материалистическом веке идей германской мистики.
Но были минуты, когда я отвергал Бога, были мучительные минуты, когда мне приходило в голову, что, может быть, Бог зол, а не добр, злее меня, грешного человека, и эти тяжелые мысли питались ортодоксальными богословскими доктринами, судебным
учением об искуплении, учением об аде и многим другим.
Цитаты из русской классики со словом «учение»
Из этого коренного отличия
учения Христа от всех предшествующих
учений, основанных на общественном жизнепонимании, происходит и различие заповедей общественных от заповедей христианских.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества.
Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Учение о богочеловечестве Христа, христологические догматы — факты, мистические факты вселенской истории, а не теории, не умственные доктрины, не отвлеченные построения, как то хотят представить рационалисты.
— Тогда они устно слышали от него
учение, а мы ныне из книг божественных оное почерпаем: нас, священников, и философии греческой учили, и риторике, и истории церкви христианской, — нам можно разуметь священное писание; а что же их поп и учитель — какое ученье имел? Он — такой же мужик, только плутоватей других!
Несмысленные! не ведали, что, истребляя превратное или глупое истолкование христианского
учения и запрещая разуму трудитися в исследовании каких-либо мнений, они остановляли его шествие; у истины отнимали сильную опору, различие мнений, прения и невозбранное мыслей своих изречение.
Ассоциации к слову «учение»
Синонимы к слову «учение»
Предложения со словом «учение»
- Проповедь нового религиозного учения вторгается в исторический процесс как нечто зародившееся в глубинах духа, и хотя успех её во многом зависит от общественных условий, не сами эти условия её создают.
- Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического.
- Догматику и принципы нового учения можно лишь описать, но не сформулировать, так как основным его принципом была ложь.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «учение»
Афоризмы русских писателей со словом «учение»
- От новейших всех учений —
Сохрани нас Бог!..
- Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!
- Такое приятное, беспорочное и полезное упражнение где способнее, как в учении сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно