Цитаты со словом «учение»
Невозможность политической активности вела к исповеданию самых крайних социальных
учений при самодержавной монархии и крепостном праве.
У него можно, конечно, открыть влияние Руссо и
учения об естественном праве.
Очень важно отметить, что русское мышление имеет склонность к тоталитарным
учениям и тоталитарным миросозерцаниям.
Только такого рода
учения и имели у нас успех.
Но они построили
учение о своеобразии России и ее пути и хотели объяснить причины ее отличия от Запада.
Но его
учение о свободе, положенное в основу его философии и его богословия, возможно было только после учения об автономии, о свободе духа Канта и немецкого идеализма.
Органическое
учение об обществе родственно идеям Фр.
Хомяковская идея соборности, смысл которой будет выяснен в другой главе, имеет значение и для
учения об обществе.
Герцен не разделял оптимистического
учения о прогрессе, которое стало религией XIX в.
У него не было никакого определенного
учения о времени.
Советы издают полное собрание сочинений Гегеля, и это несмотря на то, что для него философия была
учением о Боге.
«Что вы подобное
учение опираете на православную церковь, это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут?..
Он первый возвестил людям
учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения».
«Если бы действительно преисполнились истиною Христовою, а не диаволова
учения, — совсем не то написали бы в вашей новой книге.
Л. Толстой будет тоже проповедовать личное нравственное совершенствование, но он не построит рабьего
учения об обществе, наоборот, он будет обличать ложь этого общества.
У Тютчева было целое обоснованное теократическое
учение, которое по грандиозности напоминает теократическое учение Вл. Соловьева. У многих русских поэтов было чувство, что Россия идет к катастрофам. Еще у Лермонтова, который выражал почти славянофильскую веру в будущее России, было это чувство. У него есть страшное стихотворение...
Толстовское
учение о непротивлении, толстовское отрицание насилий истории могло возникнуть лишь на русской духовной почве.
Замечательное
учение о фетишизме товаров есть экзистенциальная социология, которая видит первичную реальность в трудовой человеческой активности, а не в объективированных вещных реальностях или quasi-реальностях.
Григория Нисского можно найти более высокое
учение о человеке, но и у него еще не осмыслен творческий опыт человека [См. интересную книгу иезуита Ганса фон Бальтазара «Presence et pensene.
В русской христианской мысли XIX в. — в
учении о свободе Хомякова, в учении о Богочеловечестве Вл. Соловьева, во всем творчестве Достоевского, в его гениальной диалектике о свободе, в замечательной антропологии Несмелова, в вере Н. Федорова в воскрешающую активность человека приоткрывалось что-то новое о человеке.
На почве русского православия, взятого не в его официальной форме, быть может, возможно раскрытие нового
учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
Об отношении Л. Толстого к Руссо я еще буду говорить в связи с
учением о непротивлении злу насилием и его анархизмом.
Толстовство, которое ниже самого Толстого, интересно, главным образом, своей критикой, а не положительным
учением.
Очень интересны слова, сказанные им на процессе 1 марта: «Крещен в православии, но православие отрицаю, хотя сущность
учения Иисуса Христа признаю.
Эта сущность
учения среди моих нравственных побуждений занимает почетное место.
Я верю в истину и справедливость этого
учения и торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них пострадать: такова моя вера» [См.: А. Воронский. «Желябов».
Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Толстого.
Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.
Очень легко критиковать толстовское
учение о непротивлении злу насилием, легко показать, что при этом восторжествует зло и злые.
Вот с этим Л. Толстой не мог примириться, и это делает ему великую честь, хотя бы его религиозная философия была слабой и его
учение практически неосуществимым.
Толстовское
учение есть форма квиетизма, перенесенного на общественную и историческую жизнь.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества.
Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
С. Трубецкого с его
учением о соборном сознании, которое он не успел достаточно развить.
Богословствование Хомякова было занято главным образом
учением о Церкви, что для него совпадало с учением о соборности, дух же соборности был для него духом свободы.
Это было наиболее заострено против католического
учения о церкви.
Совершенно ошибочно противополагать католическое
учение о непогрешимости папы, говорящего ex cathedra, якобы православному учению о непогрешимости собора епископов.
Правые православные круги, почитавшие себя наиболее ортодоксальными, утверждали даже, что соборность есть выдумка Хомякова, что православная свобода у Хомякова несет на себе печать
учения Канта и немецкого идеализма об автономии.
Оно принадлежит также к типу эволюционного миросозерцания, но эволюционизм этот получен не от натуралистических
учений об эволюции, а от германской идеалистической метафизики.
Соловьева центральной, вся его философия, в известном смысле, есть философия истории,
учение о путях человечества к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему.
Философия истории связана для него с
учением о Богочеловечестве, что и есть главная его заслуга перед русской религиозно-философской мыслью.
Вл. Соловьев хочет христиански осмыслить этот опыт и выражает это в замечательном
учении о Богочеловечестве.
Но, тем не менее, соловьевское
учение о Богочеловечестве есть оригинальный плод русской мысли, этого учения в такой форме нет ни у Шеллинга, ни у других представителей западной мысли.
Это приводит нас к теме о Софии, с которой Вл. Соловьев связывает свое
учение о Богочеловечестве.
Учение о Софии, которое стало популярно в религиозно-философских и поэтических течениях начала XX в., связано с платоновским учением об идеях. «София есть выраженная, осуществленная идея», — говорит Соловьев. «София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом Божественного единства».
Учение о Софии утверждает начало божественной премудрости в тварном мире, в космосе и человечестве, оно не допускает абсолютного разрыва между Творцом и творением.
Соловьевское
учение о Софии — Вечной Женственности и стихи, посвященные ей, имели огромное влияние на поэтов-символистов начала XX в.
На Западе гениальное
учение о Софии было у Якова Бёме, но оно носило несколько иной характер, чем у Вл. Соловьева и у русских софиологов [См. мою статью «Учение Якова Бёме о Софии» в «Пути».].
Учение Я. Бёме о Софии есть учение о вечной девственности, а не о вечной женственности.
Можно открыть родство бёмевского
учения о Софии с Платоном (учение об андрогине) и с Каббалой.
Бёмевское
учение чище соловьевского, которое допускает муть в софийных настроениях.
Но в ней можно найти противоречие с
учением о Софии, учение о любви выше учения о Софии.
Цитаты из русской классики со словом «учение»
Из этого коренного отличия
учения Христа от всех предшествующих
учений, основанных на общественном жизнепонимании, происходит и различие заповедей общественных от заповедей христианских.
Учение о богочеловечестве Христа, христологические догматы — факты, мистические факты вселенской истории, а не теории, не умственные доктрины, не отвлеченные построения, как то хотят представить рационалисты.
— Тогда они устно слышали от него
учение, а мы ныне из книг божественных оное почерпаем: нас, священников, и философии греческой учили, и риторике, и истории церкви христианской, — нам можно разуметь священное писание; а что же их поп и учитель — какое ученье имел? Он — такой же мужик, только плутоватей других!
Но я, в сущности, всегда думал, что монашеская аскеза, особенно сирийского типа, есть искажение
учения Христа, есть монофизитство, она находится в противоречии с откровением о Богочеловечности.
Несмысленные! не ведали, что, истребляя превратное или глупое истолкование христианского
учения и запрещая разуму трудитися в исследовании каких-либо мнений, они остановляли его шествие; у истины отнимали сильную опору, различие мнений, прения и невозбранное мыслей своих изречение.
Ассоциации к слову «учение»
Синонимы к слову «учение»
Предложения со словом «учение»
- Проповедь нового религиозного учения вторгается в исторический процесс как нечто зародившееся в глубинах духа, и хотя успех её во многом зависит от общественных условий, не сами эти условия её создают.
- Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического.
- Догматику и принципы нового учения можно лишь описать, но не сформулировать, так как основным его принципом была ложь.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «учение»
Афоризмы русских писателей со словом «учение»
- От новейших всех учений —
Сохрани нас Бог!..
- Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!
- Такое приятное, беспорочное и полезное упражнение где способнее, как в учении сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно