Цитаты со словом «суть»
Есть несколько типов книг, написанных о себе и своей жизни.
Есть, прежде всего, дневник, который автор вел из года в год, изо дня в день.
«
Былое и думы» Герцена — самая блестящая книга воспоминаний.
Наконец,
есть автобиография, рассказывающая события жизни внешние и внутренние в хронологическом порядке.
Все эти типы книг хотят с большей или меньшей правдивостью и точностью рассказать о том, что
было, запечатлеть бывшее.
Это не
будет и автобиографией в обычном смысле слова, рассказывающей о моей жизни в хронологическом порядке.
Если это и
будет автобиографией, то автобиографией философской, историей духа и самосознания.
Воспоминание о прошлом никогда не может
быть пассивным, не может быть точным воспроизведением и вызывает к себе подозрительное отношение.
Память активна, в ней
есть творческий, преображающий элемент, и с ним связана неточность, неверность воспоминания.
Моя память о моей жизни и моем пути
будет сознательно активной, то есть будет творческим усилием моей мысли, моего познания сегодняшнего дня.
Между фактами моей жизни и книгой о них
будет лежать акт познания, который меня более всего и интересует.
В ней не все правда, в ней
есть и творчество поэта.
В книге, написанной мной о себе, не
будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание меня самого и моей жизни.
Это философское познание и осмысливание не
есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего.
Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, то
есть к вечности.
Победа над смертоносным временем всегда
была основным мотивом моей жизни.
Но эгоцентризм, в котором всегда
есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю предметом философского познания.
Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: «Мне
было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному».
Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может
быть, было самое тяжелое в жизни.
Я пережил три войны, из которых две могут
быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Для философа
было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании.
И вместе с тем я никогда не
был человеком политическим.
Я не только не
был равнодушен к социальным вопросам, но и очень болел ими, у меня было «гражданское» чувство, но в сущности, в более глубоком смысле, я был асоциален, я никогда не был «общественником».
Я всегда
был «анархистом» на духовной почве и «индивидуалистом».
В ней
есть воспоминания, но не это самое главное.
Единственное оправдание, что тема вновь
будет возникать в другой связи и другой обстановке.
Есть также потребность объяснить свои противоречия.
В памяти
есть воскрешающая сила, память хочет победить смерть.
Думая о своей жизни, я прихожу к тому заключению, что моя жизнь не
была жизнью метафизика в обычном смысле слова.
Она
была слишком полна страстей и драматических событий, личных и социальных.
Я искал истины, но жизнь моя не
была мудрой, в ней не господствовал разум, в ней было слишком много иррационального и нецелесообразного.
Но одно я сознательно исключаю, я
буду мало говорить о людях, отношение с которыми имело наибольшее значение для моей личной жизни и моего духовного пути.
Марсель Пруст, посвятивший все свое творчество проблеме времени, говорит в завершительной своей книге Le temps retrouvé: «J’avais trop expérimenté l’impossibilité d’atteindre dans la réalité ce qui était au fond moi-même» [«Я никогда не достигал в реальности того, что
было в глубине меня» (фр.).].
То, о чем говорит Пруст,
было опытом всей моей жизни.
Эти части книги мне нужны
были для описания разных атмосфер, через которые я проходил в истории моего духа.
Истоки человека лишь частично могут
быть поняты и рационализированы.
Человек
есть также существо многоэтажное.
Я всегда
был лишь прохожим.
Иногда мне казалось, что в этом
есть даже что-то плохое, есть какой-то надлом в отношении к миру и жизни.
Мне чуждо
было чувство вкорененности в землю.
У меня никогда не
было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей.
У меня всегда
была мучительная нелюбовь к сходству лиц, к сходству детей и родителей, братьев и сестер.
Но ошибочно
было бы думать, что я не любил своих родителей.
У меня всегда
было очень слабое чувство сыновства.
Мать моя
была очень красива, ее считали даже красавицей.
В 50 лет она
была еще очень красивой женщиной.
Предмет влюбленности должен
быть далеким, трансцендентным, не похожим на меня.
Цитаты из русской классики со словом «суть»
— Я на твоем месте, Александр, говорил бы то же, что ты; я, как ты, говорю только для примера, что у тебя
есть какое-нибудь место в этом вопросе; я знаю, что он никого из нас не касается, мы говорим только, как ученые, о любопытных сторонах общих научных воззрений, кажущихся нам справедливыми; по этим воззрениям, каждый судит о всяком деле с своей точки зрения, определяющейся его личными отношениями к делу, я только в этом смысле говорю, что на твоем месте стал бы говорить точно так же, как ты.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не
есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух
есть реальность совсем в другом смысле, он
есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
— Ну да, — продолжал невозмутимо Симановский, — я покажу ей целый ряд возможных произвести дома химических и физических опытов, которые всегда занимательны и полезны для ума и искореняют предрассудки. Попутно я объясню ей кое-что о строении мира, о свойствах материи. Что же касается до Карла Маркса, то помните, что великие книги одинаково доступны пониманию и ученого и неграмотного крестьянина, лишь бы
было понятно изложено. А всякая великая мысль проста.
Я
был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции в отношении религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не
будет проходить и в философии и в политике.
— Но — это потому, что мы народ метафизический. У нас в каждом земском статистике Пифагор спрятан, и статистик наш воспринимает Маркса как Сведенборга или Якова Беме. И науку мы не можем понимать иначе как метафизику, — для меня, например, математика
суть мистика цифр, а проще — колдовство.
Ассоциации к слову «суть»
Предложения со словом «суть»
- Лама и морская свинка к тому времени могли быть уже одомашнены.
- Через сутки её можно будет замочить в особом растворе, а после ещё раз вычистить и растянуть для окончательной сушки.
- Этот безумный день должен был уже наконец хоть как-то закончиться!
- (все предложения)
Сочетаемость слова «суть»
Значение слова «суть»
СУТЬ1, -и, ж. Самое главное и существенное в чем-л.; сущность. Суть дела. Суть вопроса.
СУТЬ2. Книжн. 1. 3 л. мн. ч. наст. вр. от быть (см. быть), употребляется также в знач. 3 л. ед. ч.. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СУТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «суть»
- Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
- Суть не в фокусе преображения предметов, не в жесте слов, а в том самом уловлении, в котором если видишь ночью во сне кисель, то утром встанешь с мокрыми сладкими губами от его сока…
- О, боль — ты мудрость.
Суть решений
перед тобою так мелка…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно