Цитаты со словом «культуры»
Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой
культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Я еще понимал и ценил провансальских трубадуров, которые впервые в истории
культуры внесли идеальную любовь-влюбленность.
Вряд ли Плеханов, по недостатку философской
культуры, вполне понял то, что я говорил.
Произошла дифференциация разных сфер и освобождение сферы духовной
культуры.
Были люди довольно читавшие, но у среднего ссыльного уровень
культуры был довольно низкий.
Как я говорил уже, широкие круги левой интеллигенции относились отрицательно и враждебно к «идеалистическому» движению, выдвигавшему на первый план проблемы духовной
культуры, и по своему миросозерцанию держались за старый позитивизм.
Поколение после революции 1905 года уже не знало такого рода конфликтов, многое уже было завоевано для духовной
культуры.
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской
культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей.
Собрания эти были замечательны, как первая встреча представителей русской
культуры и литературы, заболевшей религиозным беспокойством, с представителями традиционно-православной церковной иерархии.
Говорили об отношении христианства к
культуре.
Мережковский был русским писателем, стоявшим вполне на высоте европейской
культуры.
Соловьев, Н. Федоров и мыслители начала XX века, их удовлетворяло миросозерцание Гельвеция и Гольбаха, Чернышевского и Писарева, по
культуре своей они не поднимались выше Плеханова.
Это оказалось роковым для характера русской революции — революция совершила настоящий погром высокой русской
культуры.
Интересно, что в то время очень хотели преодолеть индивидуализм, и идея «соборности», соборного сознания, соборной
культуры была в известных кругах очень популярна.
Но соборность тут очень отличалась от соборности Хомякова, она скорее была связана с идеями Р. Вагнера о всенародной коллективной
культуре и о религиозном возрождении через искусство.
В. Иванов был главным теоретиком соборной
культуры, преодолевающей индивидуализм, который идет от исторического ренессанса.
То было вместе с тем проповедью органической
культуры в противоположность критической культуре просвещения.
Томление по всенародной, органической, коллективной, «соборной»
культуре происходило в тепличной атмосфере.
В России индивидуализм культурного творчества был преодолен и была сделана попытка создать всенародную, коллективную
культуру.
Но через какой срыв
культуры!
Хомяков и славянофилы, Вл. Соловьев, Достоевский, народные социалисты, религиозно-общественные течения начала XX века, Н. Федоров, В. Розанов, В. Иванов, А. Белый, П. Флоренский — все против индивидуалистической
культуры, все ищут культуры коллективной, органической, «соборной», хотя и по-разному понимаемой.
И осуществилось лишь обратное подобие этой «соборности» в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу творчества и создал
культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу.
Было что-то неожиданное в том, что человек такой необыкновенной утонченности, такой универсальной
культуры народился в России.
Вполне русский по крови, происходящий из самого коренного нашего духовного сословия, постоянно строивший русские идеологии, временами близкие к славянофильству и националистические, он был человеком западной
культуры.
Он долго жил за границей и приехал в Петербург, вооруженный греческой и европейской
культурой более, чем кто-либо.
Употребляя романтическую терминологию, можно сказать, что он не столько «натура», сколько «
культура», он жил в отражениях культурных эпох прошлого.
Справедливость требует признать, что тут действовали люди самого высокого уровня умственной
культуры, какой только знала Россия.
Говорившие стояли не перед последней тайной жизни, а перед
культурой.
В этом сказывалась утомленность великой
культурой прошлого, неверие в возможность разрешать проблему по существу.
Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых утонченных эпох в истории русской
культуры.
Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов
культуры.
Нигилизм, захвативший в 60 годы часть интеллигенции, теперь перешел на народный слой, в который начало проникать элементарное просвещенство, культ естественных наук и техники, примат экономики над духовной
культурой.
Но для творцов
культуры, для людей мысли и духа положение стало трагический и непереносимым.
Деятели русской духовной
культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж.
Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной
культуры.
Трагизм положения увеличился еще оттого, что творцы
культуры начала века встретились за рубежом с очень неблагоприятной средой, образовавшейся из гражданской войны.
Коммунистическая революция истребила свободу духа и мысли и сделала невыносимым положение деятелей
культуры и мысли.
Вопросы об отношении христианства к творчеству, к
культуре, к общественной жизни требовали новых постановок и новых решений.
Культура его была узкая, у него не было широких умственных интересов.
То был голос традиционного, монашески-аскетического православия, враждебного знанию, науке,
культуре.
У него были симпатии к германской духовной
культуре, и он вдохновлялся германскими влияниями.
Тут обнаружились моя способность к общению и беседе с людьми из народной среды, чуждыми нашему образованию и
культуре, и симпатии этих людей ко мне.
При этом тема эта превращается в довольно банальный вопрос о том, оправдывает ли христианство творчество
культуры, то есть, другими словами, не является ли христианство принципиально обскурантским?
Тема об отношении к человеческой
культуре, к культурным ценностям и продуктам есть уже вторичная и производная.
Отсюда возникала для меня трагедия творчества в продуктах
культуры и общества, несоответствие между творческим замыслом и осуществлением.
Я совсем не отрицаю творчества
культуры, совсем не отрицаю смысла продуктов творчества в этом мире.
Это есть путь человека, человек должен пройти через творчество
культуры и цивилизации.
Моя тема была: возможен ли и как возможен переход от символического творчества продуктов
культуры к реалистическому творчеству преображенной жизни, нового неба и новой земли.
Старое христианское сознание всегда колебалось между аскетическим, мировраждебным сознанием и сознанием, оправдывающим творчество
культуры в этом мире и освящающим формы общества.
Наоборот, я давно предвидел, что в революции будет истреблена свобода и что победят в ней экстремистские и враждебные
культуре и духу элементы.
Цитаты из русской классики со словом «культуры»
Ассоциации к слову «культуры»
Синонимы к слову «культуры»
Предложения со словом «культура»
- Пройдя через беспримерные испытания XX века, город остаётся символом и основой русской культуры нового времени.
- Основным средством физической культуры являются физические упражнения – естественные и специально подобранные движения.
- На тему о сказке как факторе развития европейской культуры можно было бы написать целую книгу.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «культура»
Значение слова «культура»
КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КУЛЬТУРА
Афоризмы русских писателей со словом «культура»
- Смертелен для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры во всем ее диапазоне — от естественнонаучных исследований до способности восхищаться музыкой.
- Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и приспособленцев, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность..
- Религия еще не культура, но нет культуры без религии, как нет залежей теплоты солнечной…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно