Цитаты со словом «духовное»

Область
поиска
Область
поиска
Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой духовный путь.
Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Я всегда был «анархистом» на духовной почве и «индивидуалистом».
Но одно я сознательно исключаю, я буду мало говорить о людях, отношение с которыми имело наибольшее значение для моей личной жизни и моего духовного пути.
Но главное в книге не это, главное — самопознание, познание собственного духа и духовных исканий.
Совсем внизу около Днепра был Подол, где жили главным образом евреи, но была и Киевская духовная академия.
Но атмосфера была напряженной, были напряженные духовные интересы.
Я находил в себе духовные силы пережить смерть людей, но совершенно изнемогал от ожидания этой смерти в воображении.
Думаю, что моя нелюбовь к так называемой «жизни» имеет не физиологические, а духовные причины, даже не душевные, а именно духовные.
Это скорее естественное свойство, чем духовное достижение.
Более духовный, чем душевный человек.
В этом источник духовной революционности моей мысли.
Характерно, что во время моего духовного пробуждения в меня запала не Библия, а философия Шопенгауера.
Многое я приобрел в своем духовном пути, в опыте своей жизни, но свобода для меня изначальна, она не приобретена, она есть a priori моей жизни.
Когда мой духовный путь привел меня в близкое соприкосновение с миром православным, то я ощутил ту же тоску, которую ощущал в мире аристократическом и в мире революционном, увидел то же посягательство на свободу, ту же вражду к независимости личности и к творчеству.
Истина есть духовное завоевание.
Бунт был лишь моментом моей внутренней жизни, лишь духовной борьбой во мне.
На этом пути он приобретает духовную силу, он творит ценность.
И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению.
«Первые», то есть достигшие духовной высоты (я не говорю об элементарном случае «первых» в знатности, богатстве и власти), делаются «последними».
Но самая идея вечных адских мук, безобразная и садичная, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает ценности духовную и моральную жизнь человека.
По натуре своей, по духовной структуре своей я совсем не скептик.
Мне свойственны не сомнения, а духовные борения, противоречия.
Скепсис застывший и длящийся, который не есть только момент духовного пути и диалектического процесса мысли, означает метафизическую бесхарактерность, неспособность к волевому избранию.
Но бывает, хотя и не часто, необыкновенная любовь, связанная с духовным смыслом жизни.
Но обозревая свой духовный путь, я должен сказать, что у меня не было того, что называют в точном смысле обращением (conversion).
У меня не было кризиса обращения, может быть потому, что моя духовная жизнь вообще слагается из кризисов.
Это навсегда положило печать на мою духовную и умственную жизнь.
Я пережил большой духовный подъем.
Я почувствовал большую духовную устойчивость, незыблемую духовную основу жизни не потому, что я нашел определенную истину и смысл, определенную веру, а потому, что я решил посвятить свою жизнь исканию истины и смысла, служению правде.
В этом случае то, что в книге написано, есть лишь знаки моего духовного пути.
Более всего меня интересует объяснить связь моего типа философского миросозерцания с типом моей душевной и духовной структуры.
Я начал формироваться во вторую половину 80 годов, когда в России происходила подземная духовная работа.
Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью.
Источник философского познания — целостная жизнь духа, духовный опыт.
Для моего философского и духовного пути очень характерно, что я никогда не был материалистом, я не пережил периода, пережитого большей частью русской интеллигенции.
Но я не был атеистом, если под атеизмом понимать отрицание высшего духовного начала, независимых от материального мира духовных ценностей.
Я совершенно отрицательно всегда относился к этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту, духовного опыта, к религии в пределах разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории науки.
Основная метафизическая идея, к которой я пришел в результате своего философского пути и духовного опыта, на котором был основан этот путь, это идея примата свободы над бытием.
Я никогда не был политиком, и моя мысль о злобе дня никогда не делалась политической, она оставалась философской, моральной, заинтересованной духовной стороной вопроса.
Наоборот, я всегда думал, что философское познание есть функция жизни, есть символика духовного опыта и духовного пути.
Невозможно отделить философское познание от совокупности духовного опыта человека, от его религиозной веры, от его мистического созерцания, если оно есть у человека.
В чем-то самом главном в своем духовном и познавательном пути я отличаюсь от преобладающего типа романтиков.
В самом начале моего духовного пути у меня не было встреч с людьми, которые имели бы на меня влияние.
Революционность, присущая моей природе, есть прежде всего революционность духовная, есть восстание духа, то есть свободы и смысла, против рабства и бессмыслицы мира.
Меня отталкивало более всего, что они не являются духовными революциями, что дух ими совсем отрицается или остается старым.
Революции я считаю неизбежными, они фатальны при отсутствии или слабости творческих духовных сил, способных радикально реформировать и преобразовать общество.
Отвращение к тому, что называется «буржуазностью», не только в социальном, но и в духовном смысле, всегда было моим двигателем.
Произошла дифференциация разных сфер и освобождение сферы духовной культуры.
Несмотря на начавшийся во мне духовный кризис, несмотря на усиление во мне интересов, не связанных с марксизмом, этот период перед ссылкой был также периодом наибольшей моей популярности.
 

Цитаты из русской классики со словом «духовное»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «духовное»

Предложения со словом «духовный»

Значение слова «духовный»

  • ДУХО́ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к дух (в 1 и 2 знач.); связанный с внутренним, нравственным миром человека. Духовный мир человека. Духовные интересы. Духовные запросы. Духовные силы. Духовная близость. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДУХОВНЫЙ

Афоризмы русских писателей со словом «духовный»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «духовный»

ДУХО́ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к дух (в 1 и 2 знач.); связанный с внутренним, нравственным миром человека. Духовный мир человека. Духовные интересы. Духовные запросы. Духовные силы. Духовная близость.

Все значения слова «духовный»

Предложения со словом «духовный»

  • Так решает исторический материализм вопрос об отношении между общественным бытием и общественным сознанием, между условиями развития материальной жизни и развитием духовной жизни общества.

  • Во многих аспектах развитие духовного мира человека определяется языком, который уже содержит в себе определённые мировоззренческие константы.

  • Значимым результатом усилий в области неопсихологии стало возникновение многих центров и онлайн-школ, направленных на обучение людей техникам и практикам духовного развития и самопознания.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «духовное»

Ассоциации к слову «духовное»

Что (кто) бывает «духовным»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я