Цитаты со словом «духовное»
Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой
духовный путь.
Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил
духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Я всегда был «анархистом» на
духовной почве и «индивидуалистом».
Но одно я сознательно исключаю, я буду мало говорить о людях, отношение с которыми имело наибольшее значение для моей личной жизни и моего
духовного пути.
Но главное в книге не это, главное — самопознание, познание собственного духа и
духовных исканий.
Совсем внизу около Днепра был Подол, где жили главным образом евреи, но была и Киевская
духовная академия.
Но атмосфера была напряженной, были напряженные
духовные интересы.
Я находил в себе
духовные силы пережить смерть людей, но совершенно изнемогал от ожидания этой смерти в воображении.
Думаю, что моя нелюбовь к так называемой «жизни» имеет не физиологические, а
духовные причины, даже не душевные, а именно духовные.
Это скорее естественное свойство, чем
духовное достижение.
Более
духовный, чем душевный человек.
В этом источник
духовной революционности моей мысли.
Характерно, что во время моего
духовного пробуждения в меня запала не Библия, а философия Шопенгауера.
Многое я приобрел в своем
духовном пути, в опыте своей жизни, но свобода для меня изначальна, она не приобретена, она есть a priori моей жизни.
Когда мой
духовный путь привел меня в близкое соприкосновение с миром православным, то я ощутил ту же тоску, которую ощущал в мире аристократическом и в мире революционном, увидел то же посягательство на свободу, ту же вражду к независимости личности и к творчеству.
Истина есть
духовное завоевание.
Бунт был лишь моментом моей внутренней жизни, лишь
духовной борьбой во мне.
На этом пути он приобретает
духовную силу, он творит ценность.
И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними
духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению.
«Первые», то есть достигшие
духовной высоты (я не говорю об элементарном случае «первых» в знатности, богатстве и власти), делаются «последними».
Но самая идея вечных адских мук, безобразная и садичная, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает ценности
духовную и моральную жизнь человека.
По натуре своей, по
духовной структуре своей я совсем не скептик.
Мне свойственны не сомнения, а
духовные борения, противоречия.
Скепсис застывший и длящийся, который не есть только момент
духовного пути и диалектического процесса мысли, означает метафизическую бесхарактерность, неспособность к волевому избранию.
Но бывает, хотя и не часто, необыкновенная любовь, связанная с
духовным смыслом жизни.
Но обозревая свой
духовный путь, я должен сказать, что у меня не было того, что называют в точном смысле обращением (conversion).
У меня не было кризиса обращения, может быть потому, что моя
духовная жизнь вообще слагается из кризисов.
Это навсегда положило печать на мою
духовную и умственную жизнь.
Я пережил большой
духовный подъем.
Я почувствовал большую
духовную устойчивость, незыблемую духовную основу жизни не потому, что я нашел определенную истину и смысл, определенную веру, а потому, что я решил посвятить свою жизнь исканию истины и смысла, служению правде.
В этом случае то, что в книге написано, есть лишь знаки моего
духовного пути.
Более всего меня интересует объяснить связь моего типа философского миросозерцания с типом моей душевной и
духовной структуры.
Я начал формироваться во вторую половину 80 годов, когда в России происходила подземная
духовная работа.
Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью
духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью.
Источник философского познания — целостная жизнь духа,
духовный опыт.
Для моего философского и
духовного пути очень характерно, что я никогда не был материалистом, я не пережил периода, пережитого большей частью русской интеллигенции.
Но я не был атеистом, если под атеизмом понимать отрицание высшего
духовного начала, независимых от материального мира духовных ценностей.
Я совершенно отрицательно всегда относился к этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту,
духовного опыта, к религии в пределах разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории науки.
Основная метафизическая идея, к которой я пришел в результате своего философского пути и
духовного опыта, на котором был основан этот путь, это идея примата свободы над бытием.
Я никогда не был политиком, и моя мысль о злобе дня никогда не делалась политической, она оставалась философской, моральной, заинтересованной
духовной стороной вопроса.
Наоборот, я всегда думал, что философское познание есть функция жизни, есть символика
духовного опыта и духовного пути.
Невозможно отделить философское познание от совокупности
духовного опыта человека, от его религиозной веры, от его мистического созерцания, если оно есть у человека.
В чем-то самом главном в своем
духовном и познавательном пути я отличаюсь от преобладающего типа романтиков.
В самом начале моего
духовного пути у меня не было встреч с людьми, которые имели бы на меня влияние.
Революционность, присущая моей природе, есть прежде всего революционность
духовная, есть восстание духа, то есть свободы и смысла, против рабства и бессмыслицы мира.
Меня отталкивало более всего, что они не являются
духовными революциями, что дух ими совсем отрицается или остается старым.
Революции я считаю неизбежными, они фатальны при отсутствии или слабости творческих
духовных сил, способных радикально реформировать и преобразовать общество.
Отвращение к тому, что называется «буржуазностью», не только в социальном, но и в
духовном смысле, всегда было моим двигателем.
Произошла дифференциация разных сфер и освобождение сферы
духовной культуры.
Несмотря на начавшийся во мне
духовный кризис, несмотря на усиление во мне интересов, не связанных с марксизмом, этот период перед ссылкой был также периодом наибольшей моей популярности.
Цитаты из русской классики со словом «духовное»
Ассоциации к слову «духовное»
Синонимы к слову «духовное»
Предложения со словом «духовный»
- Так решает исторический материализм вопрос об отношении между общественным бытием и общественным сознанием, между условиями развития материальной жизни и развитием духовной жизни общества.
- Во многих аспектах развитие духовного мира человека определяется языком, который уже содержит в себе определённые мировоззренческие константы.
- Значимым результатом усилий в области неопсихологии стало возникновение многих центров и онлайн-школ, направленных на обучение людей техникам и практикам духовного развития и самопознания.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «духовный»
Что (кто) бывает «духовным»
Значение слова «духовный»
ДУХО́ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к дух (в 1 и 2 знач.); связанный с внутренним, нравственным миром человека. Духовный мир человека. Духовные интересы. Духовные запросы. Духовные силы. Духовная близость. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДУХОВНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «духовный»
- Что касается духовной красоты, то мне она кажется столь же насущной потребностью людей, как зелень травы или улыбка ребенка.
- Ужасна та духовная стена, которая вырастает между людьми — иногда десятки лет живущими вместе и как будто близкими. Хочешь пробить ее и, как муха за стеклом или птичка, бьешься во все места стекла, и нигде нет прохода и возможности соединения…
- Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счете судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно