Неточные совпадения
Но в нем
было что-то ренессанское, и в этом на него не походит вся великая русская литература XIX в., совсем не ренессанская по
духу.
Он пишет, что грядущая материальная цивилизация приведет к тирании над человеческим
духом и в ней некуда
будет укрыться.
Но
был ли свободный
дух,
были ли свобода
духа и
дух свободы в Московской России?
Но его учение о свободе, положенное в основу его философии и его богословия, возможно
было только после учения об автономии, о свободе
духа Канта и немецкого идеализма.
Но они только упускали из виду, что источники свободы
духа заложены в христианстве и что без христианства невозможен
был бы Кант и все защитники свободы.
Наиболее русским он
был в своем восстании против гегелевского мирового
духа во имя реального, конкретного человека.
Мысли его
были направлены против философии истории Гегеля, против подавления человеческой личности мировым
духом истории, прогрессом.
На почве исторического православия, в котором преобладал монашески-аскетический
дух, не
была и не могла
быть достаточно раскрыта тема о человеке.
Для религиозного народничества народ
есть некий мистический организм, более уходящий и в глубь земли и в глубь
духа, чем нация, которая
есть рационализированное историческое образование, связанное с государством.
Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как
дух.
Антихристово начало для него
есть отречение от свободы
духа.
Лучше
был принцип развития, который признавали нигилисты, — личность реализуется в процессе развития, но развитие понималось в
духе натуралистической эволюционной теории.
Атеизм может
быть экзистенциальным диалектическим моментом в очищении идеи Бога, отрицание
духа может
быть очищением
духа от служебной роли для господствующих интересов мира.
Вл. Соловьев, который не любил Толстого, сказал, что его религиозная философия
есть лишь феноменология его великого
духа.
Славянофилы
были уверены, что русский народ не любит власти и государствования и не хочет этим заниматься, хочет остаться в свободе
духа.
Отрицание свободы
духа для Достоевского
есть соблазн антихриста.
Это
есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и Достоевский выходит тут за пределы исторического православия и исторического христианства вообще, переходит к эсхатологическому христианству, к христианству
Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
Русская религиозная философия особенно настаивает на том, что философское познание
есть познание целостным
духом, в котором разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности.
Воля у него также означает свободу, но свобода не имеет темного, иррационального истока, воля соединена с разумом, нет рассеченности,
есть целостность, целостность
духа.
Дух соборности присущ православию, и идея соборности, духовной коммюнотарности,
есть русская идея.
Богословствование Хомякова
было занято главным образом учением о Церкви, что для него совпадало с учением о соборности,
дух же соборности
был для него
духом свободы.
Ничто низшее, юридическое, похожее на жизнь государства, не может
быть критерием подлинности действия
Духа Св.
Где
был подлинный вселенский собор, а где не подлинный, как, например, «разбойничий», решает церковный народ, т. е. решает
дух соборности.
Духа, не
было параклетизма.
Отрицание свободы
есть антихристов
дух.
В нем
было веяние нового
духа, на него имел влияние западный христианский гуманизм, Арндт и др.
Дух есть не часть человеческой природы, а божественное в человеке.
Леон Блуа, редкий во Франции писатель апокалиптического
духа,
был враждебен буржуазному обществу и буржуазной цивилизации, его не любили и мало ценили [См. изумительную книгу Л. Блуа «Exegese des lieux communs».
Но по
духу своему странниками
были и наиболее творческие представители русской культуры, странниками
были Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев и вся революционная интеллигенция.
Со времени появления христианства ваш «проект»
есть первое движение вперед человеческого
духа по пути Христову.
Вопрос об отношении
духа к природному миру не
был им до конца продуман.
Полное откровение Бога
есть откровение
Духа Св.
Духа, не
было еще достаточно зрело.
Духа и
есть вечная христианская религия.
Духа и что человек
будет в этом активен, а не пассивен.
Но главным
была не сама Россия, а то, что Россия несет миру, прежде всего — братство людей и свобода
духа.
Только жившие в это время знают, какой творческий подъем
был у нас пережит, какое веяние
духа охватило русские души.
Мои взгляды на поверхности могли меняться, главным образом в зависимости от моих иногда слишком острых и страстных реакций на то, что в данный момент господствовало, но я всю жизнь
был защитником свободы
духа и высшего достоинства человека.
Меня называли модернистом, и это верно в том смысле, что я верил и верю в возможность новой эпохи в христианстве, — эпохи
Духа, которая и
будет творческой эпохой.
Для меня христианство
есть религия
Духа.
Откровение
Духа есть откровение духовности в человеке.
В Германии всегда
был резкий дуализм между ее государством и милитаристическим и завоевательным
духом и ее духовной культурой, огромной свободой ее мысли.
Для Нового Иерусалима необходима коммюнотарность, братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху
Духа Св., в которой
будет новое откровение об обществе.
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из иноков, сначала как бы и сожалея, — тело имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и
быть духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.
Неточные совпадения
Но как ни горька
была эта чаша, Беневоленский испил ее с бодрым
духом.
Но так как он все-таки
был сыном XVIII века, то в болтовне его нередко прорывался
дух исследования, который мог бы дать очень горькие плоды, если б он не
был в значительной степени смягчен
духом легкомыслия.
Был, после начала возмущения, день седьмый. Глуповцы торжествовали. Но несмотря на то что внутренние враги
были побеждены и польская интрига посрамлена, атаманам-молодцам
было как-то не по себе, так как о новом градоначальнике все еще не
было ни слуху ни
духу. Они слонялись по городу, словно отравленные мухи, и не смели ни за какое дело приняться, потому что не знали, как-то понравятся ихние недавние затеи новому начальнику.
Все в ней
было полно какого-то скромного и в то же время не безрасчетного изящества, начиная от
духов violettes de Parmes, [Пармские фиалки (франц.).] которым опрыскан
был ее платок, и кончая щегольскою перчаткой, обтягивавшей ее маленькую, аристократическую ручку.
Вынуждены
были позвать соседнего капитан-исправника, который и засвидетельствовал исшествие многомятежного
духа его".