На почве
русского православия, взятого не в его официальной форме, быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
В
русском православии можно различить три течения, которые могут переплетаться: традиционное монашески-аскетическое, связанное с «Добротолюбием» космоцентрическое, узревающее божественные энергии в тварном мире, обращенное к преображению мира, с ним связана софиология, и антропоцентрическое, историософское, эсхатологическое, обращенное к активности человека в природе и обществе.
Неточные совпадения
Два противоположных начала легли в основу формации
русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское
православие.
Иосиф Волоцкой — роковая фигура не только в истории
православия, но и в истории
русского царства.
«
Русские» определяются «
православием».
Православие оказалось
русской верой.
И трогательно видеть, как
русские масоны все время хотели проверить, нет ли в масонстве чего-либо враждебного христианству и
православию.
Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души
русских людей, но в масонстве образовывались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму.
Это делает честь высоте его нравственного сознания и характеризует его идеал, но отнюдь не соответствует ни
русской истории, ни историческому
православию.
Они очень преуменьшили элемент язычества в
русском народном
православии, так же как и влияние византизма.
Он думал, что Россия существует и велика исключительно благодаря навязанному сверху
русскому народу византийскому
православию и византийскому самодержавию.
Нигилизм типически
русское явление, и он родился на духовной почве
православия, в нем есть переживание сильного элемента православной аскезы.
Но
русским свойственно и обскурантское отрицание культуры, этот обскурантский элемент есть и в официальном
православии.
Дух соборности присущ
православию, и идея соборности, духовной коммюнотарности, есть
русская идея.
Новым у него был исключительный интерес к вопросу об отношении
православия к современности, так и называется одна из его книг [См. его книги «Об отношении
православия к современности» и «О современных потребностях мысли и жизни, особенно
русской».].
При всех уклонах Тареева от традиционного
православия, его христианство более
русское, чем христианство Леонтьева, совсем, как было уже сказано, нерусское, византийское, исключительно монашески-аскетическое и авторитарное.
Необходимо установить различие между
русской творческой религиозной мыслью, которая по-новому ставит проблему антропологическую и космологическую, и официальным монашески-аскетическим
православием, для которого авторитет «Добротолюбия» стоит выше авторитета Евангелия.
Я характеризовал его
православие, как стилизованное
православие [Моя статья в «
Русской мысли» о книге П. Флоренского «Столп и утверждение истины» называлась «Стилизованное
православие».].
Но центральной фигурой в движении
русской мысли к
православию был С. Булгаков.
Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от
православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни.
Даже у тех
русских, которые не только не имеют православной веры, но даже воздвигают гонение на православную церковь, остается в глубине души слой, формированный
православием.
Неточные совпадения
Нельзя быть до того
русским и не иметь связи с
православием!
Славянофильство прежде всего утверждало своеобразный тип
русской культуры на почве восточного
православия и противопоставляло его западному типу культуры и католичеству.
Эта православная прививка чувствуется и в нравственном облике
русских интеллигентов-атеистов, и у поносившего
православие Л. Толстого.
Русская душа останется навеки славянской душой, принявшей прививку
православия.
И даже отпадавшие от
православия русские люди остаются православными по своему душевному типу, и труднее всего им постигнуть католическую культуру и душевный тип, на ее почве вырастающий.