Неточные совпадения
Россия никогда не была
в западном
смысле страной аристократической, как не стала буржуазной.
Россия единственное православное царство и
в этом
смысле царство вселенское, подобно первому и второму Риму.
Многие замечательные ученые-специалисты, как, например, Лобачевский или Менделеев, не могут быть
в точном
смысле причислены к интеллигенции, как и, наоборот, многие, ничем не ознаменовавшие себя
в интеллектуальном труде, к интеллигенции принадлежат.
Творческое претворение шеллингианства и еще более гегелианства было не у шеллингианцев
в собственном
смысле, а у славянофилов.
Хомякова и славянофилов нельзя назвать
в точном
смысле мессианистами.
Хомяковская идея соборности,
смысл которой будет выяснен
в другой главе, имеет значение и для учения об обществе.
И это, вероятно, связано с тем, что русские — коммюнотарны, но не социализированы
в западном
смысле, т. е. не признают примата общества над человеком.
Бросаются
в глаза ошибочные суждения Баадера: католичество не отрицает разума и протестантизм не отрицает веру, сомнение Декарта и французская революция не только разрушали, но имели и положительный
смысл.
Он первый разночинец и типичный интеллигент (
в более узком
смысле) второй половины XIX
в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской.
Русские марксисты будут западниками
в другом
смысле, а
в марксизме коммунистов раскроются некоторые черты русского мессианизма.
Герцен так мотивировал свое неверие
в высший
смысл жизни, как делалось значительно позже и более утонченными формами мысли.
Он наиболее совмещает
в себе четыре элемента — религиозный, культурный
в тесном
смысле, политический и общественно-экономический.
Но
в Гегеле речь шла о решении вопроса о
смысле жизни.
Россией не был пережит гуманизм
в западноевропейском
смысле слова, у нас не было Ренессанса.
Но если России не был свойствен гуманизм
в западноевропейском ренессансном
смысле, то ей была очень свойственна человечность, т. е. то, что иногда условно называют гуманитаризмом, и
в русской мысли раскрывалась диалектика самоутверждения человека.
Отсюда гуманизм, который
в сознании может быть не христианским и антихристианским, приобретает религиозный
смысл, без него цели христианства не могли бы осуществиться.
Толстого нельзя назвать гуманистом
в западном
смысле.
Святоотеческая антропология была ущербна,
в ней не было соответствия истине христологической, не было того, что я назвал христологией человека
в своей книге «
Смысл творчества».
Если не брать социализм
в доктринальном
смысле, то можно сказать, что социализм глубоко вкоренен
в русской природе.
Народность и демократичность (
в социальном
смысле) смешивались.
Поэтому свобода любви
в глубоком и чистом
смысле слова есть русский догмат, догмат русской интеллигенции, он входит
в русскую идею, как входит отрицание смертной казни.
Он искал правды и
смысла жизни
в простом народе и
в труде.
Русская литература XIX
в., которая
в общем словоупотреблении была самым большим проявлением русской культуры, не была культурой
в западном классическом
смысле слова, и она всегда переходила за пределы культуры.
Это не есть гуманистическая идея
в европейском
смысле слова.
Но
в русском революционном движении анархисты,
в собственном
смысле, играли второстепенную роль.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «
Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль
в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
В известном
смысле Хомякова можно назвать православным модернистом, у него есть некоторое родство с католическим модернизмом — борьба против схоластики и против интеллектуалистического понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Образ его, если взять его
в целом, более интересен и оригинален, чем его философия
в собственном
смысле [Для характеристики личности Вл. Соловьева особенно интересна книга К. Мочульского «Владимир Соловьев».
Он был философом эротическим,
в платоновском
смысле слова, эротика высшего порядка играла огромную роль
в его жизни, была его экзистенциальной темой.
Понятие бытия логически и грамматически двусмысленное,
в нем смешиваются два
смысла.
Соловьева центральной, вся его философия,
в известном
смысле, есть философия истории, учение о путях человечества к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему.
Я употребляю слово утопия не
в порицательном
смысле, наоборот, я вижу большую заслугу Вл. Соловьева
в том, что он хотел социального и космического преображения.
Статья Вл. Соловьева «
Смысл любви» — самое замечательное из всего им написанного, это даже единственное оригинальное слово, сказанное о любви-эросе
в истории христианской мысли.
В гениальных прозрениях «
Смысла любви» ставится проблема антропологическая.
Иванова; с ним очень связана проблематика начала века, хотя,
в узком
смысле, соловьевства у нас, может быть, и не было.
Группы толстовцев,
в собственном
смысле, были немногочисленны.
«Будет ли и когда будет у нас это духовное преобразование, по которому и все земное мы стали бы разуметь по Христу; все гражданские порядки были бы нами и понимаемы и сознательно выдерживаемы
в силе и
смысле благодатных порядков».
Смысл любви —
в победе над смертью, и достижение вечной личной жизни Н. Федоров также видит
в связи между рождением и смертью.
Мережковский связывал с этим проблему плоти, при этом слово плоть он употреблял
в философском неверном
смысле.
В этом
смысле его мысль противоположна томизму и особенно бартианству, а также — традиционно-православному монашески-аскетическому богословию.
Своеобразие моего миросозерцания было выражено
в моей книге «
Смысл творчества.
Меня называли модернистом, и это верно
в том
смысле, что я верил и верю
в возможность новой эпохи
в христианстве, — эпохи Духа, которая и будет творческой эпохой.
Моя философия — резко персоналистическая, и по ставшей модной ныне терминологии ее можно назвать экзистенциальной, хотя и совсем
в другом
смысле, чем, например, философию Хайдеггера.
Основная тема русской мысли начала XX
в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца
в творениях; тема о божественном
в человеке, о творческом призвании человека и
смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны
в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.