Вообще у русских было сравнительно слабо иерархическое чувство, или оно существовало
в отрицательной форме низкопоклонства, т. е. опять-таки порока, а не добродетели.
Неточные совпадения
Справедливо, что возвышенное
отрицательное выше возвышенного положительного; потому надобно согласиться, что «перевесом идеи над
формою» усиливается эффект возвышенного, как может он усиливаться многими другими обстоятельствами, напр., уединенностью возвышенного явления (пирамида
в открытой степи величественнее, нежели была бы среди других громадных построек; среди высоких холмов ее величие исчезло бы); но усиливающее эффект обстоятельство не есть еще источник самого эффекта, притом перевеса идеи над образом, силы над явлением очень часто не бывает
в положительном возвышенном.
«Перевесом идеи над
формою», погибелью самого предмета от избытка развивающихся
в нем сил отличается так называемая
отрицательная форма возвышенного от положительной.
Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросозерцания, новых мыслей и совершения особенных новых поступков. Усилие, которое нужно для вступления
в царство божие или
в новую
форму жизни, есть усилие
отрицательное, усилие неследования за потоком, усилие неделания поступков, не согласных с внутренним сознанием.
В силу последней тенденции Филон и оказывается представителем
отрицательного богословия
в довольно решительной
форме [«Was Philo nach seinem ganzen Standpunkt zunächst lag, sind die verneinenden Aussagen über Gott, welche ihn als den bestimmungslosen erscheinen lassen, denn der Gegensatz des Gottes und der Welt ist der Punkt, von dem er ausgeht»40 (Eduard Zeller. Die Philosophie der Griechen, 3-er Th., 2-te Abth., 4-te Aufl., Leipzig, 1903, стр.40l).
Она имеет положительное значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать
в средство, и имеет
отрицательное значение, когда такими началами признаются относительные исторические, социальные и политические
формы, когда эти относительные
формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная
форма собственности.