Я был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции
в отношении религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не будет проходить и в философии и в политике.
Неточные совпадения
Киреевскому
в замечательной статье «О характере просвещения Европы и его
отношении к просвещению России» удалось формулировать типичные черты различия России и Европы, и это несмотря на ошибочность славянофильской концепции русской истории.
Об
отношении славянофильской мысли к государству и власти и об анархическом элементе
в их мысли речь будет
в особой главе.
Славянофилы
в этом
отношении типичные романтики, утверждают жизнь на началах, стоящих выше правовых.
Все были
в расколе с империей, и мучителен был вопрос об
отношении к «действительности».
Проблема столкновения личности и мировой гармонии.
Отношение к действительности. Значение Гегеля
в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
«Проповедник кнута, апостол невежества, поборник мракобесия, панегирист татарских нравов — что вы делаете!»
В письме определяется
отношение Белинского к христианству и Христу.
В этом
отношении очень поучительны произведения молодого Маркса, сравнительно поздно изданные [Особенно интересна статья: «Philosophie und Nazionale konomie».].
Капитализм означает лишь
отношения живых людей
в производстве.
Мы всегда были
в этом
отношении свободнее западных людей, и мы думали, что вопрос о любви между мужчиной и женщиной есть вопрос личности и не касается общества.
Писарев заслуживает отдельного рассмотрения
в связи с вопросом о русском нигилизме и русском
отношении к культуре.
В этом
отношении интересно письмо Маркса к Н. Михайловскому.
Об
отношении Л. Толстого к Руссо я еще буду говорить
в связи с учением о непротивлении злу насилием и его анархизмом.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы
в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его
отношение к культуре.
Гоголь, Толстой, Достоевский
в этом
отношении очень показательны.
У нигилистов было подозрительное
отношение к высокой культуре, но был культ науки, т. е. естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких научных открытий. Они популяризировали естественно-научную философию, т. е.
в то время материалистическую философию.
В области наук естественных
в России были замечательные, первоклассные ученые, например Менделеев, но они не имеют
отношения к нигилистам.
Прохождение через идолопоклонческое
отношение к естественным наукам было моментом
в судьбе интеллигенции, искавшей правду.
Он до последней крайности обострил противоречие исторического христианства, конфликт евангельских заветов с языческим
отношением к жизни
в мире, к жизни обществ.
К. Леонтьев
в своем
отношении к государству — антипод славянофилов.
Анархизм Бакунина противоречив
в том
отношении, что он не отрицает последовательно насилия и власти над человеком.
Компромиссное, оппортунистическое, приспособляющееся
отношение к государству, к царству кесаря
в историческом христианстве обычно оправдывалось тем, что сказано воздавать кесарево кесарю, а Божье Богу.
Но принципиальное
отношение к царству кесаря
в Евангелии определяется отвержением искушения царством этого мира.
В этом
отношении огромное значение имеют его «Чтения о Богочеловечестве».
Понимание христианства как религии Богочеловечества радикально противоположно судебному пониманию
отношений между Богом и человеком и судебной теории искупления, распространенной
в богословии католическом и протестантском.
Если бы человеческая личность не была идеальной по
отношению к реальным условиям ее собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не
в состоянии был бы понять ее…
Сущность грехопадения он видит
в суеверном
отношении к материальным вещам как источнику силы и знания.
Л. Толстой соприкасается с духовным движением
в народной среде, о которой я говорил, и
в этом
отношении он — единственный из русских писателей.
Образ Кириллова
в этом
отношении наиболее важен,
в нем предвосхищается Ницше и идея сверхчеловека.
В некоторых
отношениях я готов поставить мысль Чешковского выше мысли Вл. Соловьева, хотя личность последнего была сложнее и богаче,
в ней было больше противоречий.
Три замечательных русских мыслителя — Вл. Соловьев, Н. Федоров и
В. Розанов — высказали очень глубокие мысли о смерти и об
отношении между смертью и рождением.
Христианство
в этом
отношении остается двусмысленным.
Вопрос об
отношении христианства к полу превратился
в вопрос об
отношении христианства к миру вообще и к человечеству.
В моем
отношении к неправде окружающего мира, неправде истории и цивилизации
в очень ранней молодости большое значение для меня имел Л. Толстой, а потом — К. Маркс.
Неточные совпадения
Но происшествие это было важно
в том
отношении, что если прежде у Грустилова еще были кое-какие сомнения насчет предстоящего ему образа действия, то с этой минуты они совершенно исчезли. Вечером того же дня он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ, а другому юродивому, Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для него создал
в уездном училище. Сам же усердно принялся за сочинение трактата:"О восхищениях благочестивой души".
Такова была внешняя постройка этого бреда. Затем предстояло урегулировать внутреннюю обстановку живых существ,
в нем захваченных.
В этом
отношении фантазия Угрюм-Бурчеева доходила до определительности поистине изумительной.
Он порешил однажды навсегда, что старая жизнь безвозвратно канула
в вечность и что, следовательно, незачем и тревожить этот хлам, который не имеет никакого
отношения к будущему.
По обширности своей город сей,
в административном
отношении, находится
в ведении четырех градоначальников, кои состоят между собой
в непрерывном пререкании.
В разных местах его валялись, конечно, навозные кучи, но они даже
в археологическом
отношении ничего примечательного не представляли.