Добро пожаловать в профессию будущего – коммуникатор! А вы знаете, что коммуникация и общение – это не синонимы? Коммуникация преследует задачу эффективного выстраивания обмена данными. Человек, который в совершенстве владеет приемами создания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, обладает высочайшей ценностью как специалист. Профессионал вы или новичок, книга будет одинаково полезна. Первый обязательно найдет в ней новую грань. Второй же может обнаружить свое призвание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия – коммуникатор. Как выстраивать коммуникации в компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Определение коммуникаций
Корпоративные коммуникации
Любая организация представляет собой систему, сравнимую с организмом, внутри которого есть свои подсистемы (отделы, департаменты и т. д.).
Корпоративные коммуникации поддерживают внутреннюю и внешнюю инфраструктуры компании и выполняют функцию инфоснабжения. Корпоративные коммуникации можно сравнить с соединительной тканью человеческого организма, основная функция которой состоит в соединении подсистем компании.
Как известно, соединительная ткань — самая распространенная в организме, на нее приходится больше половины массы человека. Сама по себе она не отвечает за работу организма, но оказывает вспомогательное действие во всех органах.
То же самое и с корпоративными коммуникациями: сами по себе они не могут отвечать за работу подразделений (подсистем) компании, но оказывают непосредственное влияние на работу компании в целом.
Функции корпоративных коммуникаций для организаций
1. Опорная — формирует корпоративную культуру, убеждения, ценности.
2. Питательная — снабжает информацией о проводимых в компании мероприятиях, внедрениях, изменениях, процессах и т. п.
3. Защитная — формирует позитивные реакции, устраняет негатив, подготавливает к различным изменениям, сглаживает сопротивление.
4. Восстановительная — в случаях необходимости поднимает, формирует или меняет нужный образ и имидж подразделений или компании в целом.
Система коммуникаций
Давайте для начала разберемся, что это такое. Начнем с системы.
Понятие «коммуникации», на мой взгляд, как и вся наша жизнь — вещь непростая. И нужно четко понимать, что человеческая коммуникация — это многогранный процесс, в основе которого находится сообщение, оно же послание, в которое вложили определенное содержание.
В процессе коммуникации возникает множество нюансов и коллизий в достижении между источником сообщения и его адресатом. Здесь все дело в возникающих шумах, помехах и влияния воздействующих факторов, а именно в отношении людей друг с другом. А это означает, что коммуникационные процессы управляемы, так как в основе и содержании находится человек. Отсюда вывод: без человека коммуникации нет!
Но есть важный момент. Есть коммуникации, за которые платят, а есть те, которые даром никому не нужны. В любой области, включая коммуникации, есть общие понятия (универсалии). Мне больше нравится термин «универсалии». Так вот, любые универсалии — это весьма энергоэффективная вещь, особенно когда один раз узнал — и много раз полезно.
Но проблема в том, что не все могут одни и те же универсалии применять одинаково эффективно. Одни могут получать прибыль и результаты по этим универсалиям, другие — нет. Вернее, одни получают, а другие — нет. Если рассматривать данную позицию более детально, то можно сказать, что одна и та же программа может вывести на совершенно разные результаты в двух разных компаниях или даже отделах.
Почему так происходит? Все просто и сложно одновременно. Дело не в том, что люди занимаются разной работой или бизнесом, а в том, что целевая аудитория может быть разной в контексте устоявшейся корпоративной культуры. То же самое происходит и с мотивацией: к каждой системе нужен свой подход. Нужно учитывать, что есть разные коммуникации, и работать нужно исходя из понимания данного факта.
Есть принципиальные, даже экзистенциальные вещи, которые вы не можете делать в одиночку. Коммуникации — это то, что невозможно делать в одиночку. Коммуникация — это целенаправленное общение, когда у вас есть что-то общее. Если общего нет, то это что угодно, но не коммуникация, даже при условии, что там была информация, передача данных и т. д. Поэтому, на мой взгляд, сама по себе презентация, письмо, объявление на инфодоске и т. п. — сами по себе они не являются коммуникацией, это всего лишь инструменты. Поэтому прежде нужно определиться, какие коммуникации вас интересуют внутри одной системы или между системами.
Если взять систему здравоохранения и систему образования, то выясняется, что коммуникацию между ними нужно организовывать или выстраивать. В нашем менталитете заложено, что важно идти вместе (и даже неважно куда) — результат будет гораздо лучше, чем нежели каждый будет идти в своем отдельном, пусть даже гениальном направлении. Поэтому надо четко понимать, какие коммуникации вам нужны в тот или иной момент.
Еще раз подчеркиваю: коммуникация — это что-то общее, что поодиночке мы бы никогда не создали.
Коммуникации — это пути сообщения от одной точки в другую, они являются частью и формируют целое, то есть общую систему. Система без механизмов связи не является системой. В системе есть целостность, единство. Система — это не просто набор частей, это нечто целое, и именно эти части создают общее.
Как и в любой организации, если у частей есть общее, то это система, а если нет, то это просто набор частей. Однако понятие системы предполагает наличие границ. Поэтому у коммуникаций, как у любой системы, существуют границы. И это хорошо видно на примере корпораций.
Как только вы пересекли границы, начинается процесс вашей идентификации по принципу «свой — чужой». У каждой группы свои особенности: языковые, знаковые. Любой социум пытается создать определенные связки, свойственные только их группе, и «чужой» не понимает, о чем они говорят.
Так появляются языки даже внутри одной организации: айтишники говорят на своем, эйчары на своем, департамент продаж на своем.
Почему так происходит? Потому что созданы границы, свои коды, определяющие особую принадлежность к определенной группе. И каждая группа защищает свои границы, порой на бессознательном уровне. И они особо не хотят общаться с другими.
Как тогда выстраивать коммуникацию, придерживаться одной стратегии, выходить на внешние рынки одной командой? Что же тогда получается? У них, что, нет коммуникации? Вовсе нет, она у них есть, просто она такая.
Здесь ответ предполагает найти общие точки взаимодействия. Система не может существовать, чтобы вокруг нее не было какого-то окружения. Но опять же, стоит только выйти за рамки системы, перейти границу и все правила, которые в ней действовали, перестают работать.
Вот вам конкретный пример, когда человек теряется, выйдя за рамки системы: попробуйте администратора мебельного магазина или продавца-консультанта из отдела сантехники, или стоматолога, пригласить на банкет в честь презентации нового подвижного состава для грузовых перевозок для горючих материалов.
Как минимум им будет неуютно, потому как они находятся за пределами своей границы системы. И все те правила, которые прекрасно работают в их системе, здесь ничего не значат, нет общего взаимодействия.
Такое поведение заложено в людях с начала времен. Люди общаются между собой в основном не потому, что им это нравится (хотя и такое возможно), а в большинстве случаев, исходя из потребностей. Так как есть общие дела, которые можно сделать только вместе, сообща. Например, построить дом. Пойди в наш век начни с нуля в одну персону это делать. Сколько времени это займет? А насколько качественно получится?
И здесь выясняется то, что чем сложнее проект или бизнес вы хотите сделать, тем сложнее должна быть ваша организация коммуникаций, причем разноплановая и рассчитанная на разные целевые аудитории, с одним, но очень важным условием: нужна одна общая на всех цель.
Но, прежде чем перейти к целям, давайте разберемся с таким понятием, как системное мышление.
Системное мышление
Системное мышление предполагает системный подход. Да, капитан Очевидность, это так. Невозможно строить дом, не имея плана территории, самого дома, внутренних коммуникаций и прочего. Вернее, строить можно, но что в результате получится, если получится — сами понимаете.
Системное мышление — это целостное восприятие предметов и явлений с учетом их связей между собой. Поэтому в коммуникациях это очень важно. Без такого подхода можно такие коммуникации «наворотить», что порой думаешь: лучше бы их вообще не было.
Однако в любой системе для полноценной работы самой системы коммуникация необходима как воздух. Потому и надо с ней разбираться, уделять время, выделять ресурсы, регулировать, брать под контроль.
Я, конечно, Америку не открою, сказав, что коммуникатору развивать системное мышление не то, что рекомендуется — это необходимость. Поскольку для выстраивания коммуникаций нужен системный подход и фрагментарностью здесь не обойтись.
Любой пазл/фрагмент в действиях должен быть частью целого и целенаправленным. А если этого нет, то и картинка общая не сложится. Я к тому, что в корпоративных коммуникациях всегда должна быть цель, и лучше, когда к цели есть план-схема.
Согласитесь, сложить картинку из пазлов гораздо легче, если знаешь, что в итоге должно получиться, чем пытаться угадать, что из этого может получиться? Отсюда следует, что бесцельные коммуникации — это просто неэффективная трата времени, ресурсов и, по своей сути, коммуникациями их назвать нельзя. Далее мы более подробно разберем это.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия – коммуникатор. Как выстраивать коммуникации в компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других