Цитаты со словом «православный»
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение
православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
После падения
православного Византийского царства, Московское царство осталось единственным православным царством.
Россия единственное
православное царство и в этом смысле царство вселенское, подобно первому и второму Риму.
На этой почве происходила острая национализация
православной церкви.
Из Вавилона регалии на царство достаются
православному царю вселенной, так как в Византии было крушение веры и царства.
Православная религиозность исторически сложилась в тип храмового благочестия.
Раскольники были даже грамотнее
православных.
В основу раскола легло сомнение в том, что русское царство, Третий Рим, есть истинное
православное царство.
Православное царство уходит под землю.
Раскольники провозгласили гибель московского
православного царства и наступление царства антихриста.
Греческая вера представлялась не
православной верой, только русская вера — православная, истинная вера.
Глубокой
православной основы у него не было.
Запрещались даже книги в защиту
православной церкви.
Увлечение Гегелем носило характер религиозного увлечения, и от гегелевской философии ждали даже разрешения судеб
православной церкви.
Тут сказалась глубинная
православная основа русской души: уход из мира, во зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества.
Если у нас не развились естественные науки, то вследствие возражений
православных.
Дошло даже до такого курьеза, что одно время рационалиста и просветителя Вольфа считали наиболее подходящим для
православной философии.
В то время влияние Гегеля было так велико, что, по мнению Ю. Самарина, судьба
православной церкви зависела от судьбы гегелевской философии.
Только Хомяков разубедил его в этой отнюдь не
православной мысли, и он исправил свою диссертацию под влиянием Хомякова [См. материалы у Колюпанова: «Биография А. Кошелева».].
В первооснове России лежит
православная вера, в первооснове Западной Европы лежит католическая вера.
Ив. Киреевский не хотел возвращения внешних особенностей старой России, а только духовной целостности
Православной Церкви.
Для них
православные христиане как будто имеют свой пребывающий град.
Он имел большую симпатию к
православной церкви и хотел сближения с ней.
В письме к Уварову он излагает свои замечательные мысли о миссии
православной церкви в России.
Но Баадер говорит о разложении и христианского Запада и ищет спасения Запада в России и
православной церкви.
Ю. Самарин одно время ставил будущее
православной церкви в зависимость от судьбы философии Гегеля, и только Хомяков убедил его в недопустимости такого рода сопоставления.
«Что вы подобное учение опираете на
православную церковь, это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут?..
Славянофилы думали, что в простом народе, в крестьянстве более сохранилась русская народность и
православная вера, характерная для русского народа, чем в классах образованных и господствующих.
В это время слишком многие
православные христиане благополучно устраивали свои земные дела и дела небесные.
Выражено в крайней форме, но тут «нигилист» Писарев был ближе к Евангелию, чем «империалист», хотя бы и
православный, считающий конечной целью могущество государства.
Чтобы слиться с народом и его верой, он одно время принуждал себя считать
православным, соблюдал все предписания православной церкви, но не в силах был смириться, взбунтовался и начал проповедовать свою веру, свое христианство, свое Евангелие.
Его можно было бы назвать
православным социалистом.
Нигилизм типически русское явление, и он родился на духовной почве православия, в нем есть переживание сильного элемента
православной аскезы.
Он теряет веру после смерти горячо любимой матери, его возмущает духовно низменный характер жизни
православного духовенства, из которого он вышел, он не может примирить веры в Бога и Промысел Божий с существованием зла и несправедливых страданий.
Это непринятие злого мира было в
православном аскетизме и эсхатологизме, в русском расколе.
И поразительно, что в то время как нехристиане и, во всяком случае, неправославные христиане каялись и мучились,
православные христиане не хотят каяться.
В другом месте он пишет: «
Православное дело и совершаться должно нравственным путем, без помощи внешней, принудительной силы.
Теократия Достоевского противоположна «буржуазной» цивилизации, противоположна всякому государству, в ней обличается неправда внешнего закона (очень русский мотив, который был даже у К. Леонтьева), в нее входит русский христианский анархизм и русский христианский социализм (Достоевский прямо говорит о
православном социализме).
Единственная традиция
православной мысли, традиция платонизма и греческой патристики, была порвана и забыта.
Особенно бросается в глаза, что, говоря о
православной церкви, Хомяков имеет в виду идеальное православие, такое, каким оно должно быть по своей идее, а говоря о католической церкви, он имеет в виду католичество эмпирическое, такое, каким оно было в исторической действительности, часто неприглядной.
У него был пафос духовной свободы (этим проникнуто все его мышление), была гениальная интуиция соборности, которую он узрел не в исторической действительности
православной церкви, а за ней.
Хомяков же пытался выразить оригинальное
православное богословствование.
Совершенно ошибочно противополагать католическое учение о непогрешимости папы, говорящего ex cathedra, якобы
православному учению о непогрешимости собора епископов.
Но беда в том, что официальное
православное богословие склонялось к признанию авторитета епископата, в противоположность авторитету папы.
Соборов в
православной церкви не было слишком долго.
Правые
православные круги, почитавшие себя наиболее ортодоксальными, утверждали даже, что соборность есть выдумка Хомякова, что православная свобода у Хомякова несет на себе печать учения Канта и немецкого идеализма об автономии.
В известном смысле Хомякова можно назвать
православным модернистом, у него есть некоторое родство с католическим модернизмом — борьба против схоластики и против интеллектуалистического понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Это объясняется отчасти тем, что
православная церковь не имеет обязательной системы и более решительно, чем католичество, отделяет догматы от богословия.
Правые и левые,
православные и католики одинаково ссылались на него и искали в нем опоры.
Для придания Софии
православного характера он указывает на иконы Св.
Неточные совпадения
Оригинально, по-православному богословствовать начал не профессор богословия, не иерарх Церкви, а конногвардейский офицер в отставке и помещик Хомяков.
Цитаты из русской классики со словом «православный»
Католики утверждают, что св. дух непрерывно действовал в их иерархии;
православные утверждают, что тот же св. дух непрерывно действовал в их иерархии; ариане утверждали, что св. дух действовал в их иерархии (утверждали это с таким же правом, с каким утверждают это теперь царствующие церкви); всякого рода протестанты: лютеране, реформаты, пресвитерьяне, методисты, сведенборгианцы, мормоны утверждают, что св. дух действует только в их собраниях.
Церковь для нас не есть церковь поместная, национальная, не есть даже церковь
православная в историческом смысле этого слова, но Церковь Вселенская, католическая, Церковь космическая, хотя и неразрывно связанная с священным преданием, священством и таинствами.
— Единоверцы — старообрядцы, соединившиеся с
православной церковью, но совершавшие богослужение по старопечатным церковным книгам и придерживавшиеся старинных религиозных обрядов.
4. Веру содержал истинно
православную; в церковь божию ходил, исповедался и святых таин приобщался, на что и имел отца духовного, Зимовейской же станицы священника Федора Тихонова; а крест ко изображению совокуплял большой с двумя последними пальцами.
Несмотря на то, что он исповедовал лютеранскую веру, графиня сама видела его в
православной церкви.
Предложения со словом «православный»
- Русские цари считали их угрозой российскому государству и относились к ним с опаской из‐за их твёрдых убеждений и отказа подчиняться обрядам русской православной церкви.
- Дети, воспитанные в русской православной вере, принимают причастие с самого рождения, и считается, что к семилетнему возрасту они уже достаточно развиты, чтобы начать исповедоваться в своих грехах.
- Русская православная церковь пользуется юлианским календарём, который отстаёт от григорианского на 13 дней.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «православный»
Что (кто) бывает «православным»
Значение слова «православный»
Афоризмы русских писателей со словом «православный»
Дополнительно