Цитаты со словом «православие»
Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское
православие.
Но рыцарство не развилось на духовной почве
православия.
Иосиф Волоцкой представитель
православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием.
Иосиф Волоцкой — роковая фигура не только в истории
православия, но и в истории русского царства.
Миссия России — быть носительницей и хранительницей истинного христианства,
православия.
«Русские» определяются «
православием».
Православие оказалось русской верой.
Не Екатерине подобало контролировать
православие Новикова.
И трогательно видеть, как русские масоны все время хотели проверить, нет ли в масонстве чего-либо враждебного христианству и
православию.
Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей, но в масонстве образовывались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму.
Роковой была также фигура архимандрита Фотия, представителя «черносотенного»
православия, для которого и министр духовных дел, кн.
Но в русском
православии произошел перерыв единственной возможной философской традиции.
Православие представлялось ему слишком пассивным и не историчным.
Во вторую половину своей жизни Чаадаев признает также величие
православия.
Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве
православия.
«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в
православии оно сохранило внутреннюю целость духа; там развитие сил разума, — здесь стремление к внутреннему, живому».
Они хотели открыть оригинальный тип культуры и общественного строя на духовной почве
православия.
В глубине
православия заложена большая свобода, чем в католичестве.
Он был наиболее близок к Оптиной Пустыни, духовному центру
православия, и в конце жизни окончательно погрузился в восточную мистику, изучал святоотеческую литературу.
Это делает честь высоте его нравственного сознания и характеризует его идеал, но отнюдь не соответствует ни русской истории, ни историческому
православию.
Хомяков, например, всегда говорил об идеальном
православии и противопоставлял его реальному католичеству.
Они утверждали три основы России —
православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология, в которой православие и народность были подчинены самодержавию.
На первом месте у них стояло
православие.
В эту утопию входили идеальное
православие, идеальное самодержавие, идеальная народность.
В основании славянофильской социологии лежало
православие и немецкий романтизм.
Они очень преуменьшили элемент язычества в русском народном
православии, так же как и влияние византизма.
К. Леонтьев признает хомяковское
православие не настоящим, слишком либеральным и модернизированным и будет противопоставлять ему аскетически-монашеское, суровое, византийское, афонское православие.
Славянофилы основывались не только на философском универсализме, но и на универсализме христианском, в основах их миросозерцания лежало известное понимание
православия, и они хотели органически применить его к своему пониманию России.
У Данилевского же остается полный дуализм между его личным
православием и его натуралистическими взглядами на историю.
Он думал, что Россия существует и велика исключительно благодаря навязанному сверху русскому народу византийскому
православию и византийскому самодержавию.
В прошлом христианстве не было достаточной активности человека, особенно в
православии, и человек часто бывал подавлен.
На почве исторического
православия, в котором преобладал монашески-аскетический дух, не была и не могла быть достаточно раскрыта тема о человеке.
Но официальное
православие, официальная церковность не хотела об этом слышать.
В историческом
православии христианская истина о человеке оставалась как бы в потенциальном состоянии.
На почве русского
православия, взятого не в его официальной форме, быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
Очень интересны слова, сказанные им на процессе 1 марта: «Крещен в
православии, но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа признаю.
Нигилизм типически русское явление, и он родился на духовной почве
православия, в нем есть переживание сильного элемента православной аскезы.
Православие, и особенно русское православие, не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире.
В
православии сильнее всего была выражена эсхатологическая сторона христианства.
Но русским свойственно и обскурантское отрицание культуры, этот обскурантский элемент есть и в официальном
православии.
Тяжкая вина лежала и на историческом христианстве, в частности на
православии.
У него была натура, полная страстей и любви к жизни, вместе с тем была склонность к аскетизму и всегда оставалось что-то от
православия.
Толстой, быть может, наиболее близок к
православию в сознании неоправданности творчества человека и греха творчества.
Официально, государственное
православие все время религиозно обосновывает и укрепляет самодержавную монархию и государственную мощь.
В действительности «Легенда о Великом Инквизиторе» наносит страшные удары всякому авторитету и всякой власти, она бьет по царству кесаря не только в католичестве, но и в
православии и во всякой религии, так же как в коммунизме и социализме.
Это есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и Достоевский выходит тут за пределы исторического
православия и исторического христианства вообще, переходит к эсхатологическому христианству, к христианству Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
В России, в русском
православии долгое время не было никакого богословия или было лишь подражание западной схоластике.
В XVIII в. даже считалась наиболее соответствующей
православию философия рационалиста и просветителя Вольфа.
Особенно бросается в глаза, что, говоря о православной церкви, Хомяков имеет в виду идеальное
православие, такое, каким оно должно быть по своей идее, а говоря о католической церкви, он имеет в виду католичество эмпирическое, такое, каким оно было в исторической действительности, часто неприглядной.
Дух соборности присущ
православию, и идея соборности, духовной коммюнотарности, есть русская идея.
Цитаты из русской классики со словом «православие»
Протестантизм всегда обвиняет католичество и
православие, вообще церковь, в язычестве, в языческом материализме, в языческом реализме и сам гордится тем, что превратил христианство в религию чистой духовности.
Христианство понимается теперь исповедующими церковные учения как сверхъестественное, чудесное откровение обо всем том, что сказано в символе веры; неверующими же, — как пережитое человечеством проявление его потребности веры в сверхъестественное; как историческое явление, вполне выразившееся в католичестве,
православии, протестантстве и не имеющее уже для нас никакого жизненного значения. Для верующих значение учения скрывается церквью, для неверующих — наукою.
И то, что открывалось Достоевскому, относится не только к католичеству, но и к
православию, и ко всякой религии, ко всякому принципу авторитета в духовной жизни.
Но самые консервативные течения на почве католичества и протестантизма отличались от консервативных течений на почве
православия.
Розанов всюду распинается за христианство, за
православие, за церковь, всюду выставляет себя верным сыном православной церкви.
Предложения со словом «православие»
- Королевич прибыл, начались переговоры об условиях, и вскоре оказалось, что жених не желает принимать православие.
- Исторической чертой русского православия являлось его обособление не только от магометанства и буддизма, но и от латинства.
- Школа, основанная в 1930-е гг. двумя сестрами-шотландками, принявшими православие, расположена на участке русского владения.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «православие»
Каким бывает «православие»
Значение слова «православие»
ПРАВОСЛА́ВИЕ, -я, ср. Одно из главных и старейших направлений в христианстве, сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРАВОСЛАВИЕ
Дополнительно