Цитаты со словом «он»
Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа,
его идея.
Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ,
он есть совмещение противоположностей [Я это выразил в старом этюде «Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России».].
Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть.
Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить
их.
Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы,
он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.
В определении характера русского народа и
его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению
его идеализировали свободолюбивые славянофилы.
Нужно было овладеть русскими пространствами и охранять
их.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог
его великого будущего.
Необычайный, взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в
его культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра.
Русский народ не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но
он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева.
И в
них всегда была жажда преображения жизни.
Излюбленная тема
их — безвинное страдание.
Но в
них чувствуется народный пессимизм.
Христос — Царь Небесный, земной образ
Его мало выражен.
Столкновение
их связывают с монастырской собственностью.
Но различие
их типов гораздо глубже.
Он сторонник христианства жестокого, почти садического, властолюбивого, защитник розыска и казни еретиков, враг всякой свободы.
Нил Сорский сторонник более духовного, мистического понимания христианства, защитник свободы по понятиям того времени,
он не связывал христианство с властью, был противник преследования и истязания еретиков.
Его пробовали канонизировать, но в сознании русского народа он не сохранился, как образ святого.
Вместе с Иоанном Грозным
его нужно считать главным обоснователем русского самодержавия.
Мы тут прикасаемся к двойственности русского мессианского сознания и к
его главному срыву.
И вместе с тем в этом тоталитарном царстве не было цельности,
оно было чревато разнообразными расколами.
Консерваторам, обращенным к прошлому, XVII век представляется органическим веком русской истории, которому
они хотели бы подражать.
Но, с другой стороны,
он убегал от него в вольницу, бунтовал против него.
С
него начинается глубокое раздвоение в русской жизни и русской истории, внутренняя расколотость, которая будет продолжаться до русской революции.
Его положение было трагическим в невежественном русском обществе.
Раскольники почуяли измену в церкви и государстве,
они перестали верить в святость иерархической власти в русском царстве.
Они вдохновлялись социально-апокалиптической утопией.
Когда Никон сказал: «Я русский, но вера моя греческая», —
он нанес страшный удар идее Москвы, как Третьего Рима.
Раскол внушал русскому народу ожидание антихриста, и
он будет видеть явление антихриста и в Петре Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Протопоп Аввакум верил в свое избранничество и обладание особой благодатью Духа Св.,
он считал себя святым, целителем.
Он говорил: «Небо мое и земля моя, свет мой и вся тварь — Бог мне дал».
Значение левого крыла раскола — беспоповства — в том, что
он сделал русскую мысль свободной и дерзновенной, отрешенной и обращенной к концу.
Русскими чертами в
нем были — простота, грубость, нелюбовь к церемониям, условностям, этикету, своеобразный демократизм, любовь к правде и любовь к России.
И вместе с тем в
нем пробуждалась стихия дикого зверя.
Он и был большевик на троне.
Он устраивал шутовские, кощунственные церковные процессии, очень напоминающие большевистскую антирелигиозную пропаганду.
Петр секуляризировал русское царство и приобщил
его к типу западного просвещенного абсолютизма.
Петру приходилось работать и производить реформы в страшной тьме, в атмосфере обскурантизма,
он был окружен ворами.
Мы увидим, что интеллигенция, образовавшаяся в результате дела Петра, примет универсализм Петра,
его обращенность к Западу и отвергнет империю.
Бецкий сказал о помещиках, что
они говорят: «Не хочу, чтобы философами были те, кто мне служить должны» [См.: А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Ломоносов был гениальным ученым, предвосхитившим многие открытия XIX и XX вв. в физике и химии,
он создал науку физической химии.
Но
его одиночество среди окружавшей его тьмы было трагическим.
Для интересующей нас истории русского самосознания
он имел мало значения.
Масонство было у нас в XVIII в. единственным духовно-общественным движением, значение
его было огромно.
Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только
оно и не было навязано сверху властью.
[См.: Боголюбов. «Н. И. Новиков и
его время».]
Но на запрос Екатерины митрополит Платон ответил, что
он «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков».
Он издавал не только западных мистиков и христианских теософов, но и отцов церкви.
Цитаты из русской классики со словом «он»
Предложения со словом «он»
- – Ты пойми, – сказал он уже почти вкрадчиво, – мне ведь тебя попросту жалко.
- Что ещё он мог сказать – герой, пловец, знаток косматых мамонтов, бесстрашный посетитель старых кладбищ?
- А видел он узкий коридор, обшитый панелями красного дерева и освещённый жёлтым светом настенных светильников.
- (все предложения)
Значение слова «он»
ОН1, его́, ему́, его́, им, о нём (в косвенных падежах принимает в начале „н“, если стоит после предлога, например: от него́, к нему́, на него́, с ним), мест. личн. 3 л. ед. ч. м. р. (род. п. его́ употребляется также в качестве притяжательного местоимения, см. его). 1. Указывает на предмет речи, выраженный в предшествующем или в последующем повествовании существительным м. р. ед. ч.
ОН2, нескл., ср. Устарелое название буквы „о“. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОН
Афоризмы русских писателей со словом «он»
- Народ — жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питательная почва зла.
- Если мы любим кого-нибудь, то мы стараемся сделать для него все, что только в наших силах…
- Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно