Цитаты со словом «народу»
Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского
народа, его идея.
Русский
народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей [Я это выразил в старом этюде «Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России».].
Это
народ, вызывающий беспокойство народов Запада.
По поляризованности и противоречивости русский
народ можно сравнить лишь с народом еврейским.
И не случайно именно у этих
народов сильно мессианское сознание.
Русский
народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ.
В душе русского
народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.
Поэтому русскому
народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их.
У русского
народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы.
Русский
народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.
У
народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно.
Не так у русского
народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям.
Можно открыть противоположные свойства в русском
народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
В определении характера русского
народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
Лучше был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и, уж конечно, был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся творческий гений русского
народа.
Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого безмыслия, русский
народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы.
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у
народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого?
Нужно признать характерным свойством русской истории, что в ней долгое время силы русского
народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Русский
народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства.
Государство крепло,
народ хирел, говорит Ключевский.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского
народа и есть залог его великого будущего.
Верили, что русский
народ, наконец, скажет свое слово миру и обнаружит себя.
Общепринято мнение, что татарское иго имело роковое влияние на русскую историю и отбросило русский
народ назад.
Необычайный, взрывчатый динамизм русского
народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра.
Герцен говорил, что на реформу Петра русский
народ ответил явлением Пушкина.
История русского
народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Самосжигание, как религиозный подвиг — русское национальное явление, почти неведомое другим
народам.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском
народе.
Известна склонность русского
народа к разгулу и анархии при потере дисциплины.
Русский
народ не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева.
Путь земной представлялся русскому
народу путем бегства и странничества.
Очень сильна в русском
народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души.
Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа.
Г. Федотов подчеркивает, что в духовных стихах недостает веры в Христа-Искупителя, Христос остается судьей, т. е.
народ как бы не видит кенозиса Христа.
Народ сам принимает страдание, но как будто бы мало верит в милосердие Христа.
Г. Федотов объясняет это роковым влиянием иосифлянства, исказившего образ Христа у русского
народа.
И русский
народ хочет укрыться от страшного Бога Иосифа Волоцкого за матерью-землей, за Богородицей.
Его пробовали канонизировать, но в сознании русского
народа он не сохранился, как образ святого.
После
народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма.
Люди Московского царства считали себя избранным
народом.
Но если и признать болгарское происхождение идеи инока Филофея, то это не меняет значения этой идеи для судьбы русского
народа.
Христианское призвание русского
народа было искажено.
С одной стороны, русский
народ смиренно помогал образованию деспотического, самодержавного государства.
Так было в
народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Раскол внушал русскому
народу ожидание антихриста, и он будет видеть явление антихриста и в Петре Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Народ требовал свободы земского дела, и земское дело начало развиваться помимо государственного дела.
Очень еще характерно для русского
народа появление самозваных царей из народа и пророков-исцелителей.
И обнаружилось необыкновенное свойство русского
народа — выносливость к страданию, устремленность к потустороннему, к конечному.
Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для
народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово.
Западные влияния, приведшие к замечательной русской культуре XIX в., не были благоприятны для
народа.
Цитаты из русской классики со словом «народу»
Ассоциации к слову «народу»
Синонимы к слову «народу»
Предложения со словом «народ»
- Русскому народу много дано его богатой историей, много он сделал, и многого ожидают от него все другие нации и племена.
- Придворные, мужчины и дамы, тихо и прямо сидели вдоль длинных стен залы, в которую набилось много народу разного звания.
- Хотя простой народ больше привык ориентироваться не на письменные календари, а на народные приметы, такая новость, согласитесь, всё равно может выбить из колеи!
- (все предложения)
Сочетаемость слова «народ»
Значение слова «народ»
НАРО́Д, -а, м. 1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАРОД
Афоризмы русских писателей со словом «народ»
Дополнительно