Цитаты со словом «лет»
Влияние масонства подготовило у нас и пробуждение философской мысли в 30-е
годы, хотя в самом масонстве оригинальных философских мыслей не было.
Новиков был приговорен к пятнадцати
годам Шлиссельбургской крепости.
Огромное значение в возникновении движения имело пребывание русских войск за границей после 12-го
года.
Некоторые историки указывают, что люди 20-х
годов, т. е. как раз участники движения декабристов, были более закалены, менее чувствительны, чем люди 30-х годов.
Неудача декабристов приведет к отвлеченному идеализму 30-х и 40-х
годов.
Одиночество молодежи 30-х
годов будет более ужасно, чем одиночество поколения декабристов, и оно приведет к меланхолии [См. книгу М. Гершензона «История молодой России».].
В 30-е
годы у нас происходил выход из невыносимого настоящего.
Судьба его предваряет судьбу революционной интеллигенции: он был приговорен к смертной казни с заменой ссылкой на десять
лет в Сибирь.
Нигилисты 60-х
годов с другого конца нападали на философию, видели в ней метафизику, отводящую от реального дела и от долга служения народу.
В 30-х
годах у нас возникло тоже увлечение социальным мистицизмом, но это уже не под влиянием немцев, а французов, главным образом Ламенэ.
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые
годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
30-е
годы были у нас годами социальных утопий.
В кружках 40-х
годов славянофилы и западники могли еще спорить в одних и тех же салонах.
Тургенев вспоминает, что когда в разгаре спора кто-то предложил поесть, то Белинский воскликнул: «Мы еще не решили вопроса о существовании Бога, а вы хотите есть!» 40-е
годы были эпохой напряженной умственной жизни.
Люди 40-х
годов принадлежали к одному стилю культуры, к тому же обществу культурного дворянства.
Станкевич, наиболее совершенный образ идеалиста 40-х
годов, был одним из первых последователей Гегеля.
Герцен оставил замечательные воспоминания об идеалистах 40-х
годов, которые были его друзьями.
Идеалисты 40-х
годов стремились к гармонии личного чувства.
Исключительный интерес в 30-е и 40-е
годы к философии Шеллинга и Гегеля не привел к созданию самостоятельной русской философии.
Так называемый идеализм 40-х
годов сыграл огромную роль в формировании личности культурного русского человека.
Лишь в 60-х
годах тип «идеалиста» был заменен типом «реалиста».
Он отличается от других русских писателей 30-х и 40-х
годов уже тем, что он не вышел из дворянской среды и не имел в себе барских черт, которые были сильно выражены и у анархиста Бакунина.
У Белинского, когда он обратился к социальности, мы уже видим то сужение сознания и вытеснение многих ценностей, которое мучительно поражает в революционной интеллигенции 60-х и 70-х
годов.
Это если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х
годов.
После опыта Герцена западничество в том виде, в каком оно было в 40-е
годы, стало невозможным.
Герцен прошел через Гегеля, как и все люди 40-х
годов, и один из первых пришел к Фейербаху, на котором и остановился.
В это же время Герцен, разочаровавшийся в революции 48-го
года, писал, что началось разложение Европы.
Идеалисты-западники превращаются в «лишних людей», пока не появятся реалисты 60-х
годов.
Но он постепенно отходил от славянофилов, и, когда в 80-е
годы у нас была оргия национализма, он стал острым критиком славянофильства.
Русская «действительность», окружавшая идеалистов 30-х и 40-х
годов, была ужасна, это была империя Николая I, крепостное право, отсутствие свободы, невежество.
Это написано в эпоху «идеалистов» 40-х
годов, эпоху блестящую по своим дарованиям.
Но замечательные люди 40-х
годов составляли небольшую группу, окруженную тьмой.
Индивидуалистический социализм был и у Герцена, который более всего дорожил личностью, а в 70-е
годы у Н. Михайловского и П. Лаврова.
В 40-е
годы уже начинали писать великие русские писатели, которые принадлежат последующей эпохе.
Но творчество Гоголя принадлежит эпохе Белинского и людей 40-х
годов.
Мы сейчас такие «счастливые собеседники», но Тютчев предвидел это сто
лет тому назад. Он предвидел грядущие катастрофы для России...
Настанет
год — России черный год, —
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать;
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек: —
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож.
Кающиеся дворяне в 70-е
годы отказывались от своих привилегий и шли в народ, чтобы ему служить и с ним слиться.
Достоевский отказывается от идеалистического гуманизма 40-х
годов, от Шиллера, от культа «высокого и прекрасного», от оптимистических представлений о человеческой природе, он переходит к «реализму действительной жизни», но к реализму не поверхностному, а глубинному, раскрывающему сокровенную глубину человеческой природы во всех ее противоречиях.
Так было не только в социализме утопическом, но и в социализме народническом в 70-е
годы.
Лишь в конце 70-х
годов, когда образовалась партия Народной Воли, социалистическое движение становится политическим и переходит к террористической борьбе.
Народниками были славянофилы и Герцен, Достоевский и революционеры 70-х
годов.
У кающихся дворян 70-х
годов, которые шли в народ, сознание греха перед народом и покаяние шли глубже.
В 60-е
годы меняются характер и тип русской интеллигенции, она имеет иной социальный состав.
В 40-е
годы интеллигенция была еще по преимуществу дворянской.
В 60-е
годы она делается разночинной.
В 60-е
годы в России открывается «общество», образуется общественное мнение.
Этого еще не было в 40-е
годы, когда существовали одиночки и небольшие кружки.
Центральной фигурой в русской социальной мысли 60-х
годов был Н. Г. Чернышевский, он был идейным вождем.
По личным нравственным качествам это был не только один из лучших русских людей, но и человек, близкий к святости [См. необыкновенно интересную книгу «Любовь у людей 60-х
годов», где собраны письма Чернышевского, особенно к жене, с каторги.].
Цитаты из русской классики со словом «лет»
Предложения со словом «лёт»
- – Я помню такую попытку. Пять лет назад несколько безумцев захватили в заложники двоих охранников. Они думали, что двери перед ними откроются.
- – Ну тогда, двадцать пять лет назад. Мы же снимали там комнату. Теперь их начали сносить.
- Другие уверяют, что он совершенно истаскан, имел уже несколько лет много жён.
- (все предложения)
Афоризмы русских писателей со словом «лёт»
- Человек стареет не столько от старости своих лет, сколько от сознания того, что он стар, что время его ушло, что осталось только доживать свой век…
- Услышь же, древний град наш стольный,
В годину смут и перемен,
Измены вольной и невольной
И полных скорбию измен
Услышь средь осуждений строгих
От русских от людей привет,
Крепись среди страданий многих
И здравствуй ты на много лет.
- Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно