Цитаты со словом «исторические»
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Но это
историческая иллюзия.
Славянофильская точка зрения на реформу Петра не выдерживает критики и совершенно устарела, как и чисто западническая точка зрения, отрицавшая своеобразие русского
исторического процесса.
То, что о. Г. Флоровский неверно называет выходом из истории — «просвещение», утопизм, нигилизм, революционность, — есть также
историческое [См.: о. Г. Флоровский.
Закончу это
историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: «Не в силе Бог, а в правде».
Он, правда, искал
исторического величия, что не есть характерное русское свойство.
Оба направления в своей
исторической форме устарели и могут считаться преодоленными, но самая тема остается.
Есть ли
исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т. е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в ее отсталости, или у России особый путь и ее цивилизация принадлежит к другому типу?
Славянофилы смешали свой идеал России, свою идеальную утопию совершенного строя с
историческим прошлым России.
Интересно отметить, что русскую
историческую науку разрабатывали, главным образом, западники, а не славянофилы.
Но они проецировали эту идеальную органичность в
историческое прошлое, в допетровскую эпоху, в петровскую эпоху они никак не могли ее увидеть.
Аксакова находится в вопиющем несоответствии с
исторической действительностью и обнаруживает неисторический характер основных мыслей славянофилов о России и Западе.
Но эта органичность была лишь в их идеальном будущем, а не в действительном
историческом прошлом.
Это делает честь высоте его нравственного сознания и характеризует его идеал, но отнюдь не соответствует ни русской истории, ни
историческому православию.
Община была для них не
исторической, а внеисторической величиной, как бы «иным миром» в этом мире.
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание
исторического процесса.
Он проповедует смирение разума перед
историческими силами, признает особую нравственность для завоевателей, для великих художников и пр.
Гуманизм должен быть преодолен (Aufhebung), но не уничтожен, в нем была правда и иногда большая правда по сравнению с неправдой
исторического христианства, в нем была великая правда против бестиализма [Макс Шелер ошибочно противополагает христианство и гуманизм (гуманитаризм), который связывает с ressentiment (злопамятство), см. его «L’homme du ressentiment».].
Значительно позже В. Розанов, когда он принадлежал еще к славянофильскому консервативному лагерю, говорит с возмущением, что человек превращен в средство
исторического процесса, и спрашивает, когда же человек появится как цель [См.: В. Розанов.
Розанов думает, что русскому народу не свойствен пафос величия истории, и в этом он видит преимущество перед народами Запада, помешанными на
историческом величии.
Активность человека может изменить отношения людей, изменить экономику, которая есть лишь
историческое образование, по существу преходящее.
На почве
исторического православия, в котором преобладал монашески-аскетический дух, не была и не могла быть достаточно раскрыта тема о человеке.
Антропология же
исторического христианства учит о человеке почти исключительно, как о грешнике, которого нужно научить спасению.
В
историческом православии христианская истина о человеке оставалась как бы в потенциальном состоянии.
Кончилось все это очень печально и очень характерно для
исторической власти.
Для религиозного народничества народ есть некий мистический организм, более уходящий и в глубь земли и в глубь духа, чем нация, которая есть рационализированное
историческое образование, связанное с государством.
Народ не есть единое целое данной
исторической национальности.
Герцен оставался верен своему социальному идеалу, но веры у него не было, ему был свойствен
исторический пессимизм.
Тема, поставленная еще Белинским и Герценом, о конфликте между человеческой личностью, индивидуумом, и природным и
историческим процессом приобретает своеобразный характер в социологических работах Михайловского.
Наиболее известен он своей книгой «
Исторические письма», напечатанной под псевдонимом Миртова.
Лавров утверждал антропологизм в философии и основным двигателем
исторического процесса признавал критически мыслящие личности.
Он обличает
историческое христианство, историческую церковь в приспособлении заветов Христа к закону этого мира, в замене Царства Божьего царством кесаря, в измене закону Бога.
И это верно относительно
исторических теократий прошлого.
Мы апокалиптики или нигилисты потому, что устремлены к концу и плохо понимаем ступенность
исторического процесса, враждебны чистой форме.
Нигилизм принадлежит русской
исторической судьбе, как принадлежит и революции.
Нельзя признавать
историческим лишь то, что нравится консервативным вкусам.
Бунт есть также
историческое явление, один из путей осуществления исторической судьбы.
Русский не может осуществлять своей
исторической судьбы без бунта, таков уж этот народ.
Русский народ есть народ конца, а не середины
исторического процесса.
Гуманистическая же культура принадлежит середине
исторического процесса.
Именно во вторую половину XIX в. пробужденное русское сознание ставит вопрос о цене культуры так, как он, например, поставлен Лавровым (Миртовым) в «
Исторических письмах», и даже прямо о грехе культуры.
Тяжкая вина лежала и на
историческом христианстве, в частности на православии.
Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге, за приспособление
исторического христианства к господствующим силам.
Нигилисты были людьми, соблазнившимися
историческим христианством и исторической духовностью.
Повсюду и всегда Толстой изображает правду жизни, близкую к природе, правду труда, глубину рождения и смерти по сравнению с лживостью и неподлинностью так называемой «
исторической» жизни в цивилизации.
Разрешить земельный вопрос упразднением земельной собственности и указать другим народам путь разумной, свободной и счастливой жизни — вне промышленного, фабричного, капиталистического насилия и рабства — вот
историческое призвание русского народа».
Это интересно для
исторической судьбы христианства.
Он до последней крайности обострил противоречие
исторического христианства, конфликт евангельских заветов с языческим отношением к жизни в мире, к жизни обществ.
В
исторической действительности ничего подобного не было, это была романтически-утопичная прикраса.
Толстой требовал абсолютного сходства средств с целями, в то время как
историческая жизнь основана на абсолютном несходстве средств с целями.
Неточные совпадения
Он делит человечество на замкнутые культурно-исторические типы, человечество не имеет у него единой судьбы.
Речь идет не столько о миссии России в мире, сколько об образовании из России особенного культурно-исторического типа.
Он устанавливает культурно-исторические типы, как устанавливает типы в животном царстве.
Возможен только более богатый культурно-исторический тип, совмещающий в себе больше черт, а таким Данилевский признает тип славяно-русский.
Цитаты из русской классики со словом «исторические»
Ассоциации к слову «исторические»
Синонимы к слову «исторические»
Предложения со словом «исторический»
- Здесь случайность в жизни трагического героя осмыслена, подготовлена всем ходом развития исторических событий.
- На современном этапе развития исторической науки появляется большое количество диссертационных работ по региональной церковной истории.
- Приблизительную ценность, однако же, деление на периоды всегда имеет, если только основанием деления являются не случайные, а основные факты исторического процесса.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «исторический»
Что (кто) бывают «историческими»
Значение слова «исторический»
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к история (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Исторический процесс. Исторические памятники. Историческая наука. Историческое исследование. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЧЕСКИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «исторический»
- Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
- Нормы цивилизованного поведения должны безусловно исходить из того, что жизнь любого человека, где бы он ни жил, священна, природа неделима, а исторические памятники в какой-то степени принадлежат всему человечеству.
- Наука не имеет силы отрешаться от прочих элементов исторической эпохи; напротив, она есть сознательная, развитая мысль своего времени; она делит судьбы всего окружающего.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно