Цитаты со словом «зло»
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что
злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Тут сказалась глубинная православная основа русской души: уход из мира, во
зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества.
Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о
зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье.
Они борются с западным рационализмом, в котором видят источник всех
зол.
Как примирить Бога и миротворение, основанное на
зле и страдании?
Тема о смысле жизни, о спасении человека, народа и всего человечества от
зла и страдания преобладала над темой о творчестве культуры.
Он фантаст, изображающий не реальных людей, а элементарных
злых духов, прежде всего духа лжи, овладевшего Россией.
У Гоголя было сильное чувство
зла, и это чувство совсем не было исключительно связано с общественным злом, с русским политическим режимом, оно было глубже.
Русский атеизм родился из сострадания, из невозможности перенести
зло мира, зло истории и цивилизации.
Власть в этом мире
злая, управление миром дурное.
Чистое добро некрасиво; чтобы была красота в жизни, необходимо и
зло, необходим контраст тьмы и света.
Все надеялись, что Россия избежит неправды и
зла капитализма, что она сможет перейти к лучшему социальному строю, минуя капиталистический период в экономическом развитии.
«Для „общечеловека“, для citoyen’a, — писал Михайловский, — для человека, вкусившего плодов общечеловеческого древа познания добра и
зла, не может быть ничего соблазнительнее свободы политики, свободы совести, слова, устного и печатного, свободы обмена мыслей и пр.
Все, что служит революции — морально, революция есть единственный критерий добра и
зла.
Наиболее радикально он отрицал земельную собственность и видел в ней источник всех
зол.
Об отношении Л. Толстого к Руссо я еще буду говорить в связи с учением о непротивлении
злу насилием и его анархизмом.
У Достоевского было сложное отношение к
злу, которое многим может казаться соблазном.
С одной стороны,
зло есть зло, должно быть обличено и должно сгореть.
Но, с другой стороны,
зло есть духовный опыт человека, путь человека.
В своем пути человек может быть обогащен опытом
зла.
Обогащает не самое
зло, обогащает та духовная сила, которая пробуждается для преодоления зла.
Человек, который скажет: отдамся
злу для обогащения, никогда не обогащается, он погибает.
Но
зло есть испытание свободы человека.
Есть как бы закон диалектического развития, согласно которому дурное,
злое в известный период не уничтожается, а преодолевается (Aufhebung), и в преодоление входит все положительное предшествующего периода.
Он теряет веру после смерти горячо любимой матери, его возмущает духовно низменный характер жизни православного духовенства, из которого он вышел, он не может примирить веры в Бога и Промысел Божий с существованием
зла и несправедливых страданий.
В действительности в русском аморализме, как уже было сказано, есть сильный моральный пафос, пафос негодования против царящего в мире
зла и неправды, пафос, устремленный к лучшей жизни, в которой будет больше правды: в нигилизме сказался русский максимализм.
Нигилистическое оголение, снятие обманчивых покровов есть непринятие мира, лежащего во
зле.
Это непринятие
злого мира было в православном аскетизме и эсхатологизме, в русском расколе.
«Русский народ всегда иначе относился к власти, чем европейские народы, — он всегда смотрел на власть не как на благо, а как на
зло…
Зло и грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем западные люди.
Славянофилы не любили государства и власти, они видели
зло во всякой власти.
«Государство, как принцип, —
зло», «государство по своей идее — ложь», — писал он.
Государственная власть есть
зло и грязь.
Юридических гарантий не нужно, они увлекли бы народ в атмосферу властвования, в политику, всегда
злую.
Он признает, что у русского народа есть склонность к анархии, но считает это великим
злом.
Человек стал человеком через срывание плодов с древа познания добра и
зла.
Для него идея Бога очень напоминала
злого Бога-творца мира Маркиона [См.: A. Harnack.
И в этом виноваты не только безбожники, но еще более те, которые пользовались верой в Бога для низших и корыстных земных целей, для поддержания
злых форм государства.
Метафизическое чувство
зла отсутствовало у анархистов.
Очень легко критиковать толстовское учение о непротивлении
злу насилием, легко показать, что при этом восторжествует зло и злые.
Если человек перестанет противиться
злу насилием, т. е. перестанет следовать закону этого мира, то будет непосредственное вмешательство Бога, то вступит в свои права божественная природа.
Он прав, что насилием нельзя побороть
зла и нельзя осуществить добра, но он не признает, что насилию нужно положить внешнюю границу.
Моральный максимализм Толстого не видит, что добро принуждено действовать в темной,
злой мировой среде, и потому действие его не прямолинейное.
Но он видит, что добро заражается
злом в борьбе и начинает пользоваться злыми средствами.
Религиозный характер русских течений выражался уже в том, что более всего мучила проблема теодицеи, проблема существования
зла.
Но совершенно верна была его мысль, что нельзя рассматривать то, что он называл «отвлеченными началами», как
зло, грех и заблуждение.
Искушение же в том, что
зло принимает форму добра.
Зло и страдание мира не мешали Вл. Соловьеву в этот период видеть богочеловеческий процесс развития.
Он разочаровался в оптимизме своих теократических и теософических схем, увидел силу
зла в истории.
Цитаты из русской классики со словом «зло»
У всякого народа свое собственное понятие о
зле и добре и свое собственное
зло и добро.
В этом глубокая антиномия христианства: христианство не может отвечать на
зло злом, противиться
злу насилием, и христианство есть война, разделение мира, изживание до конца искупления креста в тьме и
зле.
Возможно ли сознательно преодолеть персидский дуализм, манихейское допущение двух богов, двух равносильных начал, и пантеистический монизм, отвергающий абсолютное различие между добром и
злом, видящий в
зле лишь несовершенство частей, лишь недостаточное добро?
— Вы для возбуждения плоти, для соблазна мужей трудной жизни пользуетесь искусствами этими, а они — ложь и фальшь. От вас, покорных рабынь гибельного демона, все
зло жизни, и суета, и пыль словесная, и грязь, и преступность — все от вас! Всякое тление души, и горестная смерть, и бунты людей, халдейство ученое и всяческое хамство, иезуитство, фармазонство, и ереси, и все, что для угашения духа, потому что дух — враг дьявола, господина вашего!
Когда мы совершенно не понимаем причины поступка, всё равно — в случае ли злодейства, доброго дела или даже безразличного по добру и
злу поступка, мы в таком поступке признаем наибольшую долю свободы.
Предложения со словом «зло»
- Исследователи связывают эти рисунки с обрядом подчинения человеку злых духов, которые часто принимают подобную пиявкам волнообразную форму.
- Человеческая душа – потёмки, и эмоции могут в самый неподходящий момент сыграть очень злую шутку.
- Только силой злого рока можно объяснить, например, встречу двух поездов, которые выбились из графика своего движения словно бы исключительно для того, чтобы повстречаться в той точке, где должен был взорваться газ.
- (все предложения)
Значение слова «зло»
ЗЛО1, -а, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. ч. Все дурное, плохое, вредное; противоп. добро. Бороться со злом.
ЗЛО2. Нареч. к злой (в 1, 6 и 8 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗЛО
Афоризмы русских писателей со словом «зло»
- Есть Зло и Добро. И их бой — нескончаем.
- Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это редкость.
- Мы брошены в годы, как вечная сила,
Чтоб злу на планете препятствие было!
Препятствие в том нетерпеньи и страсти,
В той тяге к добру, что приводит к несчастью.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно