Цитаты со словом «грех»
Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о
грехах России.
Рационализм, этот смертельный
грех Запада, заложен уже в католичестве, в католической схоластике можно найти уже тот же рационализм и ту же власть необходимости, что и в европейском рационализме нового времени, в философии Гегеля, в материализме.
Россия, Россия, изнемогающая от деспотизма николаевского режима, должна поведать Западу тайну свободы, она свободна от
греха рационализма, заковывающего в необходимость.
Хомякову было в высшей степени свойственно покаяние в
грехах России в прошлом.
Перечисляя
грехи прошлого и призывая молиться и каяться, он произносит волнующие ныне слова: «Когда враждой упоены, вы звали чуждые дружины на гибель русской стороны».
Обличая
грехи прошлого и настоящего, он продолжает верить, что Россия, недостойная избранья, избрана.
Хомяков обвиняет Россию в
грехе гордости внешним успехом и славой.
Но это сознание всегда сопровождается пессимистическим чувством русских
грехов и русской тьмы, иногда сознанием, что Россия летит в бездну.
Он был подавлен чувством
греха, был почти средневековым человеком.
О Московской России говорили, что она не знала
греха земельной собственности, единственным собственником являлся царь, не было свободы, но было больше справедливости.
Это народническое сознание было «работой совести», было сознание
греха и покаяния.
Это сознание
греха и покаяния достигает своей вершины в лице Л. Толстого.
У кающихся дворян 70-х годов, которые шли в народ, сознание
греха перед народом и покаяние шли глубже.
Работа совести есть покаяние в социальном
грехе, и она захватывает Михайловского.
Подобно тому, как христианские аскеты прошлого думали, что нужно прежде всего бороться с личным
грехом, русские революционеры думали, что нужно прежде всего бороться с социальным грехом.
Но были люди, которым было свойственно сильное чувство
греха, которым не была чужда русская социальная тема и которые обнаружили гениальное творчество.
Именно во вторую половину XIX в. пробужденное русское сознание ставит вопрос о цене культуры так, как он, например, поставлен Лавровым (Миртовым) в «Исторических письмах», и даже прямо о
грехе культуры.
Он видел
грех даже в самых незначительных удовлетворениях своих желаний, например, если он съедал слишком много варенья.
Толстой, быть может, наиболее близок к православию в сознании неоправданности творчества человека и
греха творчества.
В нем русский дворянский культурный слой как бы защищает свое право на привилегированную роль, не хочет покаяния в социальном
грехе.
Зло и
грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем западные люди.
Рационализм признавали первородным
грехом западной мысли, и она неверно окрашивалась почти целиком в рациональный цвет.
Но совершенно верна была его мысль, что нельзя рассматривать то, что он называл «отвлеченными началами», как зло,
грех и заблуждение.
По мнению Вл. Соловьева, есть два отрицательных начала — смерть и
грех и два положительных желания — желание бессмертия и желание правды.
Но он не выдержал испытания, он возмутился против
грехов и зол исторической церкви, против неправды жизни тех, которые почитали себя православными.
Ничто существенно-человеческое не отвергается, кроме
греха.
Благодать противополагается
греху, а не природе.
Близок русским также образ св. Франциска Ассизского, искупающий многие
грехи исторического христианства.
Величие и слава мира остаются соблазном и
грехом, а не высшей ценностью, как у западных людей.
Оценка должна быть связана с его личностью в целом, с его путем, его исканием, с его критикой злой исторической действительности,
грехов исторического христианства, с его жаждой совершенной жизни.
Традиционный старец не сказал бы того, что говорит старец Зосима: «Братья, не бойтесь
греха людей, любите человека и во грехе его…
В родовом процессе, порождающем все новую и новую жизнь, Вл. Соловьев и Н. Федоров видят смертность, отравленность
грехом.
Воинствующее безбожие коммунистической революции объясняется не только состоянием сознания коммунистов, очень суженного и зависящего от разного рода ressentiments, но и историческими
грехами православия, которое не выполняло своей миссии преображения жизни, поддерживая строй, основанный на неправде и гнете.
У русских иное отношение к
греху и преступлению, есть жалость к падшим, униженным, есть нелюбовь к величию.
Цитаты из русской классики со словом «грех»
–…Живем во исполнение
грехов и на погибель соблазнов… Не согрешишь — не покаешься, не покаявшись — не спасешься…
— Прости, народ православный! — сказал он, — прости меня в
грехах моих, в разбое, и в воровстве, и в смертном убойстве! Прости во всем, что я согрешил перед тобою. Заслужил я себе смертную муку, отпусти мне вины мои, народ православный!
Если сам согрешишь и будешь скорбен даже до смерти о
грехах твоих или о
грехе твоем внезапном, то возрадуйся за другого, возрадуйся за праведного, возрадуйся тому, что если ты согрешил, то он зато праведен и не согрешил.
Человечество само по себе не может искупить
греха, так как жертва его и кровавая его мука не равна преступлению богоотступничества и само оно не может простить себе
греха.
За что же ты, Пречистая Божья Матерь, за какие
грехи, за какие тяжкие преступления так неумолимо и беспощадно гонишь меня?
Ассоциации к слову «грех»
Предложения со словом «грех»
- – Отличник пальцем подтянул на переносице очки, вместо того чтобы от греха подальше снять их и убрать в карман.
- Чего уж греха таить, только благодаря сотрудничеству со мной он едва ли не каждый год получал очередные звания и уверенно продвигался по служебной лестнице!
- Поэтому смертный грех совершает и тот, кто, не будучи избранным, принимает священство, и тот, кто поставляет неизбранного в священный сан.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «грех»
Значение слова «грех»
ГРЕХ, -а́, м. 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГРЕХ
Афоризмы русских писателей со словом «грех»
- Чем дальше от греха, тем гораздо покойнее.
- Грех — жить без дерзости и без мечтания,
Не признаваемым — и не гонимым.
Не знать ни ужаса, ни упования,
И быть приемлемым, но не любимым.
- Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно