Цитаты из русской классики со словом «грех»
–…Живем во исполнение
грехов и на погибель соблазнов… Не согрешишь — не покаешься, не покаявшись — не спасешься…
— Прости, народ православный! — сказал он, — прости меня в
грехах моих, в разбое, и в воровстве, и в смертном убойстве! Прости во всем, что я согрешил перед тобою. Заслужил я себе смертную муку, отпусти мне вины мои, народ православный!
Если сам согрешишь и будешь скорбен даже до смерти о
грехах твоих или о
грехе твоем внезапном, то возрадуйся за другого, возрадуйся за праведного, возрадуйся тому, что если ты согрешил, то он зато праведен и не согрешил.
Человечество само по себе не может искупить
греха, так как жертва его и кровавая его мука не равна преступлению богоотступничества и само оно не может простить себе
греха.
За что же ты, Пречистая Божья Матерь, за какие
грехи, за какие тяжкие преступления так неумолимо и беспощадно гонишь меня?
«Боже отец наших! Помяни щедроты Твоя и милости яже от века суть; не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, презри беззакония и
грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг к другу любовью, вооружи единодушием на праведное защищение одержания еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.
Начнется же он с покаяния и с искупления
грехов, за которые посланы нам страшные испытания.
Вся моя прежняя блудная жизнь встала передо мной, все эти
грехи: и святотатство, и наругательство, и любострастие, и обманы, и кривда, и прелюбодеяние, и разбой.
Человек, наученный церковью тому кощунственному учению о том, что человек не может спастись своими силами, а что есть другое средство, неизбежно будет прибегать к этому средству, а не к своим силам, на которые, его уверяют,
грех надеяться. Учение церковное — всякое, с своим искуплением и таинствами, исключает Христово учение, тем более учение православное с своим идолопоклонством.
— Не за бесчестие и
грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое.
Человек двусоставен, в двусоставе этом и есть вечное горе его: плоть от дьявола, душа от бога, дьявол хочет, чтоб душа содеялась участницей во всех
грехах плотских, человек же не должен этого допускать.
— Он все богу молится. Да и пора
грехи замаливать. А что твоя Серафима?
Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный
грех, батюшка?» — «Ну, — говорит, а сам смеется, — это
грех не великий».
— Ты, братец, должен покаяться, и если совершил этот
грех, то ты тем только душу свою облегчишь, а хоть и будешь запираться, то никак тем казни не избегнешь ни в сей жизни, ни в будущей.
—
Грехи — от плоти, от сатаны!
Грехи — это снаружи, как воспа, не боле того! Грешит всех сильней тот, кто о
грехе много думает; не поминай
греха — не согрешишь! Мысли о
грехе — сатана, хозяин плоти, внушает…
Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого
греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.
— Ты осудил и
грех на тебе, — часто говорила мать Енафа, предупреждая пытливость и любопытство своей послушницы. — Кто что сделал, тому и каяться… Знаемый
грех легче незнаемого, потому как есть в чем каяться, а не согрешишь — не спасешься.
«Старичок и говорит: Бог мол тебя простит, а мы все, мол, Богу грешны, я за свои
грехи страдаю.
— Да, милостиво смотреть, как бы ты ни был грешен. Да ведь тут не я, а закон! Подумай! Ведь я богу служу и отечеству; я ведь тяжкий
грех возьму на себя, если ослаблю закон, подумай об этом!
У кающихся дворян 70-х годов, которые шли в народ, сознание
греха перед народом и покаяние шли глубже.
Молюсь, молюсь создателю: «Господи, упокой ты его, отжени от меня
грех мой».
«Откройте все ваши прегрешения без стыда, утайки и оправдания, и душа ваша очистится пред богом, а ежели утаите что-нибудь, большой
грех будете иметь», — ко мне возвратилось чувство благоговейного трепета, которое я испытывал утром при мысли о предстоящем таинстве.
Согласно сему, как
грех сатаны был восстание и возношение, так
грех человека был падение и унижение: сатана обратился против божества; человек же токмо отвратился от божества, соответственно чему сатана вверг себя в мрачную бездну неугасимого огня и ненасытимого духовного глада; человек же подвергся лишь работе тления, впав в рабство материальной натуре, и внутренний благодатный свет божественной жизни обменял на внешний свет вещественного мира.
— На молитве плакать не о чем, кроме разве оплакивать свои
грехи и проступки вольные и невольные, — проговорил настоятель, благословляя Палагею Евграфовну и снимая облачение.
Ведь ты знаешь ли, какой я себе
грех беру на душу: кажется, и не отмолить мне его вовек!
Какой-нибудь
грех да был за ним или есть: если не порок, так тяжкая ошибка!
— Самоубийство есть самый великий
грех человеческий, — ответил он, вздохнув, — но судья тут — един лишь Господь, ибо ему лишь известно все, всякий предел и всякая мера. Нам же беспременно надо молиться о таковом грешнике. Каждый раз, как услышишь о таковом
грехе, то, отходя ко сну, помолись за сего грешника умиленно; хотя бы только воздохни о нем к Богу; даже хотя бы ты и не знал его вовсе, — тем доходнее твоя молитва будет о нем.
Это, Вера Павловна, то, что на церковном языке называется
грехом против духа святого, —
грехом, о котором говорится, что всякий другой
грех может быть отпущен человеку, но этот — никак, никогда.
— Ну, царство небесное! Роптать —
грех, а помянуть — следует. Помянем, что ли?
Вот на пути моем кровавом
Мой вождь под знаменем креста,
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
За нас распятого Христа,
Его святую кровь и тело
Принесший мне, да укреплюсь,
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!
— Да ведь и человечьему долготерпению предел положен. Не святые, а тоже люди — долго ли до
греха! Иной не вытерпит, да своим судом себе правду добыть захочет, и Бог его за это наказать должен.
— Но любовь ли это, друг мой? Искренно ли это? Положим, вы простили, вы прощаете… но имеем ли мы право действовать на душу этого ангела? Он считает ее умершею. Он молится за нее и просит Бога простить ее
грехи… И так лучше. А тут что он будет думать?
Это не тождествовало с чувством
греха, как, например, у Кальвина и Лютера, у янсенистов, в аскетико-монашеском православии.
Вспомнил он, как исповедовался в своих невинных
грехах отцу Михаилу, и тот вздыхал вместе с ним и покрывал его епитрахилью, от которой так уютно пахло воском и теплым ладаном, и его разрешительные слова: «Аз иерей недостойный, разрешаю…» и так далее.
Может быть, он уже и кается перед смертным часом, только не такие
грехи его, чтобы бог простил ему.
— По-нашему ли, Климушка?
А Глеб-то?.. —
Потолковано
Немало: в рот положено,
Что не они ответчики
За Глеба окаянного,
Всему виною: крепь!
— Змея родит змеенышей.
А крепь —
грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!
Нет крепи — нет помещика,
До петли доводящего
Усердного раба,
Нет крепи — нет дворового,
Самоубийством мстящего
Злодею своему,
Нет крепи — Глеба нового
Не будет на Руси!
Если вы не отвергнете Нелли, то, может быть, тамя прощу вас, и в день суда сама стану перед престолом божиим и буду умолять Судию простить вам
грехи ваши.
Не пошли ему впрок ни уроки прошлого, ни упреки собственной совести, явственно предупреждавшей распалившегося старца, что не ему придется расплачиваться за свои
грехи, а все тем же ни в чем не повинным глуповцам.
Г-жа Простакова (стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой
грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами.
И так, забыв её к себе благодеянье,
Неблагодарности не побоясь
греха,
Её зарезал он.
Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши
грехи.
Только теперь я понимаю, какое значение имело для него это изречение… Он боялся, что мы будем нести наказание за его
грехи. И его совесть восставала против несправедливой кары, а вера требовала покорности и давала надежду…
— Побойся Бога! Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин; ну, уж коли
грех твой тебя попутал, нечего делать: своей судьбы не минуешь!
Когда деспот от власти отрекался,
Желая Русь как жертву усыпить,
Чтобы потом верней ее сгубить,
Свободы голос вдруг раздался,
И Русь на громкий братский зов
Могла б воспрянуть из оков.
Тогда, как тать ночной, боящийся рассвета,
Позорно ты бежал от друга и поэта,
Взывавшего:
грехи жидов,
Отступничество униатов,
Вес прегрешения сарматов
Принять я на душу готов,
Лишь только б русскому народу
Мог возвратить его свободу!
Ура!
Но и княгиня не унывала. «Желая очистить свою совесть, княгиня призвала какого-то священника, знакомого с 3., и спрашивала его, не
грех ли будет отдать меня насильно? Священник сказал, что это будет даже богоугодно, пристроить сироту. Я пошлю за своим духовником, — прибавляет NataLie, — и открою ему все».
— То-то-с. По моему мнению, мы все, люди добра, должны исповедаться друг перед другом и простить друг друга. Да-с, и простить-с. У всякого человека какой-нибудь
грех найдется — вот и надобно этот
грех ему простить.
— Нет, ты не вини. Не бери
греха на душу…
— Ну, говорит, молись богу за свой
грех великий да бери младенца.
— Да как завел меня туда господь, — продолжал он, — эх, благодать небесная, думаю! По сиротству моему произошло это дело, так как в нашей судьбе совсем нельзя без вспомоществования. И вот, верьте богу, сударь, себе в убыток, наказал господь за
грехи: за махальницу, да за хлопотницу, да за дьяконов чересседельник всего только двенадцать рублев приобрел. Николая Угодника подбородник, чистый серебряный, задаром пошел: симилёровый, говорят.
Дети составляют бремя в экономическом отношении и наказание божие за
грехи, но это не мешает ссыльным, если у них нет своих детей, принимать и усыновлять чужих.
Ассоциации к слову «грех»
Предложения со словом «грех»
- – Отличник пальцем подтянул на переносице очки, вместо того чтобы от греха подальше снять их и убрать в карман.
- Чего уж греха таить, только благодаря сотрудничеству со мной он едва ли не каждый год получал очередные звания и уверенно продвигался по служебной лестнице!
- Поэтому смертный грех совершает и тот, кто, не будучи избранным, принимает священство, и тот, кто поставляет неизбранного в священный сан.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «грех»
Значение слова «грех»
ГРЕХ, -а́, м. 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГРЕХ
Афоризмы русских писателей со словом «грех»
- Чем дальше от греха, тем гораздо покойнее.
- Грех — жить без дерзости и без мечтания,
Не признаваемым — и не гонимым.
Не знать ни ужаса, ни упования,
И быть приемлемым, но не любимым.
- Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно