Цитаты со словом «Достоевский»
Было увлечение Шиллером, и
Достоевский впоследствии будет употреблять имя «Шиллер», как символ «возвышенного и прекрасного».
Без Пушкина невозможны были бы
Достоевский и Л. Толстой.
Достоевский более всего интересовался судьбой русского интеллигента, которого он называет скитальцем петербургского периода русской истории.
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев.
Достоевский.
Достоевский критически относился к славянофилам и не производил себя от них.
Достоевский ценил западников за их новый опыт, за динамизм воли, за усложненное сознание.
Достоевский будет говорить о русских мальчиках, решающих проклятые вопросы.
Мы увидим, как бурно пережил эту тему Белинский и как гениально остро выразил ее
Достоевский.
Достоевский и Л. Толстой очень русские, они невозможны на Западе, но они выразили универсально-общечеловеческое по своему значению.
Достоевский наиболее яркий выразитель русского мессианского сознания.
С другой стороны,
Достоевский обнаруживает настоящую ксенофобию, он терпеть не может евреев, поляков, французов и имеет уклон к национализму.
Версилов, через которого
Достоевский высказывает многие свои мысли, говорит: «Они (европейцы) несвободны, а мы свободны.
Достоевский тут условно называет себя славянофилом.
Сам
Достоевский был писателем петровского периода русской истории, он более петербургский, чем московский писатель, у него было острое чувство особенной атмосферы города Петра, самого фантастического из городов.
Достоевский более всего свидетельствует о том, что славянофильство и западничество одинаково подлежат преодолению, но оба направления войдут в русскую идею, как и всегда бывает в творческом преодолении (Aufhebung у Гегеля).
Тут
Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он есть существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, что страдание есть единственная причина возникновения сознания.
Достоевский не хочет мира без свободы, не хочет и рая без свободы, он более всего возражает против принудительного счастья.
Но один
Достоевский понимал, что эта тема разрешена лишь в христианстве.
Сам
Достоевский не верил в это.
Проблема гуманизма. Гуманизм и гуманитаризм.
Достоевский и диалектика гуманизма. Человекобожество и Богочеловечество. Христианский гуманизм Вл. Соловьева. Бухарев. Толстой. Розанов. Леонтьев. Переход атеистического гуманизма в антигуманизм. Христианский гуманизм.
Другой русский гений,
Достоевский, помешан на страдании и сострадании, это основная тема его творчества.
Достоевский отказывается от идеалистического гуманизма 40-х годов, от Шиллера, от культа «высокого и прекрасного», от оптимистических представлений о человеческой природе, он переходит к «реализму действительной жизни», но к реализму не поверхностному, а глубинному, раскрывающему сокровенную глубину человеческой природы во всех ее противоречиях.
Этот переход
Достоевский видел на примере атеиста-революционера Нечаева, который совершенно разрывает с гуманистической моралью, с гуманитаризмом и требует жестокости.
Это глубже всех понял
Достоевский, хотя его формулировка подлежит критике.
В 1849 г. петрашевцы, как их называли, были арестованы, двадцать один человек были приговорены к смертной казни, в том числе
Достоевский, с заменой каторгой.
Народниками были славянофилы и Герцен,
Достоевский и революционеры 70-х годов.
Таковы прежде всего Л. Толстой,
Достоевский и Вл. Соловьев.
И Толстой и
Достоевский, по основам своего миросозерцания, враждебны революционной интеллигенции, а Достоевский был к ней даже несправедлив, и его обличения напоминали памфлет.
Достоевский наиболее выражает все противоречия русской природы и страстную напряженность русской проблематики.
Интересно, что
Достоевский сделался врагом революции и революционеров из любви к свободе, он увидал в духе революционного социализма отрицание свободы и личности.
Достоевский, в сущности, религиозный анархист, и в этом он очень русский.
Это очень глубоко понимал
Достоевский.
Достоевский отвергает первые два решения вопроса о мировой гармонии и рае и приемлет только третье решение.
Карамазова сложна, и не всегда легко понять, на чьей стороне сам
Достоевский.
Достоевский наводит на эти мысли.
Вл. Соловьев был представитель русского универсализма и в более очищенной форме, чем близкий ему
Достоевский.
Достоевский сказал: все мы нигилисты.
Гоголь, Толстой,
Достоевский в этом отношении очень показательны.
Так и
Достоевский, враг нигилистов, восставал против «высокого и прекрасного», порвал с «шиллерами», с идеалистами 40-х годов.
И Толстой, и
Достоевский по-разному, но оба отрицают европейский мир, цивилизованный и буржуазный, и они — предшественники революции.
Он был потрясен смертной казнью, как и
Достоевский, как и Тургенев, как и Вл. Соловьев, как и все лучшие русские люди.
Достоевский защищал наказание только потому, что видел в самом преступнике потребность наказания для ослабления муки совести, а не по причинам социальной полезности.
Теократия Достоевского противоположна «буржуазной» цивилизации, противоположна всякому государству, в ней обличается неправда внешнего закона (очень русский мотив, который был даже у К. Леонтьева), в нее входит русский христианский анархизм и русский христианский социализм (
Достоевский прямо говорит о православном социализме).
Это есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и
Достоевский выходит тут за пределы исторического православия и исторического христианства вообще, переходит к эсхатологическому христианству, к христианству Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
Достоевский, как будто, сам недостаточно понимал анархические выводы из легенды.
В России не было философов такого размера, как наши писатели, как
Достоевский и Л. Толстой.
Величайшим русским метафизиком и наиболее экзистенциальным был
Достоевский.
Это отлично понимал
Достоевский.
Он был из тех, которые скрывают себя в своем умственном творчестве, а не раскрывают себя, как, например, раскрывал себя
Достоевский со всеми своими противоречиями.
Цитаты из русской классики со словом «Достоевский»
Ассоциации к слову «Достоевский»
Синонимы к слову «достоевский»
Предложения со словом «достоевский»
- Достоевский со своим культом страдания это бы понял, но только последний людоед посоветует подобный путь в качестве единственного пути…
- Достоевский был в такой степени одержим всеми человеческими страстями, что он был одновременно чудовищем и гением, гением и безумцем.
- Достоевский вышел в тридцати томах, Тургенев – в двадцати восьми, Пушкин – в семнадцати.
- (все предложения)