Цитаты со словом «Достоевский»

Область
поиска
Область
поиска
Было увлечение Шиллером, и Достоевский впоследствии будет употреблять имя «Шиллер», как символ «возвышенного и прекрасного».
Без Пушкина невозможны были бы Достоевский и Л. Толстой.
Достоевский более всего интересовался судьбой русского интеллигента, которого он называет скитальцем петербургского периода русской истории.
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Достоевский критически относился к славянофилам и не производил себя от них.
Достоевский ценил западников за их новый опыт, за динамизм воли, за усложненное сознание.
Достоевский будет говорить о русских мальчиках, решающих проклятые вопросы.
Мы увидим, как бурно пережил эту тему Белинский и как гениально остро выразил ее Достоевский.
Достоевский и Л. Толстой очень русские, они невозможны на Западе, но они выразили универсально-общечеловеческое по своему значению.
Достоевский наиболее яркий выразитель русского мессианского сознания.
С другой стороны, Достоевский обнаруживает настоящую ксенофобию, он терпеть не может евреев, поляков, французов и имеет уклон к национализму.
Версилов, через которого Достоевский высказывает многие свои мысли, говорит: «Они (европейцы) несвободны, а мы свободны.
Достоевский тут условно называет себя славянофилом.
Сам Достоевский был писателем петровского периода русской истории, он более петербургский, чем московский писатель, у него было острое чувство особенной атмосферы города Петра, самого фантастического из городов.
Достоевский более всего свидетельствует о том, что славянофильство и западничество одинаково подлежат преодолению, но оба направления войдут в русскую идею, как и всегда бывает в творческом преодолении (Aufhebung у Гегеля).
Тут Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он есть существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, что страдание есть единственная причина возникновения сознания.
Достоевский не хочет мира без свободы, не хочет и рая без свободы, он более всего возражает против принудительного счастья.
Но один Достоевский понимал, что эта тема разрешена лишь в христианстве.
Сам Достоевский не верил в это.
Проблема гуманизма. Гуманизм и гуманитаризм. Достоевский и диалектика гуманизма. Человекобожество и Богочеловечество. Христианский гуманизм Вл. Соловьева. Бухарев. Толстой. Розанов. Леонтьев. Переход атеистического гуманизма в антигуманизм. Христианский гуманизм.
Другой русский гений, Достоевский, помешан на страдании и сострадании, это основная тема его творчества.
Достоевский отказывается от идеалистического гуманизма 40-х годов, от Шиллера, от культа «высокого и прекрасного», от оптимистических представлений о человеческой природе, он переходит к «реализму действительной жизни», но к реализму не поверхностному, а глубинному, раскрывающему сокровенную глубину человеческой природы во всех ее противоречиях.
Этот переход Достоевский видел на примере атеиста-революционера Нечаева, который совершенно разрывает с гуманистической моралью, с гуманитаризмом и требует жестокости.
Это глубже всех понял Достоевский, хотя его формулировка подлежит критике.
В 1849 г. петрашевцы, как их называли, были арестованы, двадцать один человек были приговорены к смертной казни, в том числе Достоевский, с заменой каторгой.
Народниками были славянофилы и Герцен, Достоевский и революционеры 70-х годов.
Таковы прежде всего Л. Толстой, Достоевский и Вл. Соловьев.
И Толстой и Достоевский, по основам своего миросозерцания, враждебны революционной интеллигенции, а Достоевский был к ней даже несправедлив, и его обличения напоминали памфлет.
Достоевский наиболее выражает все противоречия русской природы и страстную напряженность русской проблематики.
Интересно, что Достоевский сделался врагом революции и революционеров из любви к свободе, он увидал в духе революционного социализма отрицание свободы и личности.
Достоевский, в сущности, религиозный анархист, и в этом он очень русский.
Это очень глубоко понимал Достоевский.
Достоевский отвергает первые два решения вопроса о мировой гармонии и рае и приемлет только третье решение.
Карамазова сложна, и не всегда легко понять, на чьей стороне сам Достоевский.
Достоевский наводит на эти мысли.
Вл. Соловьев был представитель русского универсализма и в более очищенной форме, чем близкий ему Достоевский.
Достоевский сказал: все мы нигилисты.
Гоголь, Толстой, Достоевский в этом отношении очень показательны.
Так и Достоевский, враг нигилистов, восставал против «высокого и прекрасного», порвал с «шиллерами», с идеалистами 40-х годов.
И Толстой, и Достоевский по-разному, но оба отрицают европейский мир, цивилизованный и буржуазный, и они — предшественники революции.
Он был потрясен смертной казнью, как и Достоевский, как и Тургенев, как и Вл. Соловьев, как и все лучшие русские люди.
Достоевский защищал наказание только потому, что видел в самом преступнике потребность наказания для ослабления муки совести, а не по причинам социальной полезности.
Теократия Достоевского противоположна «буржуазной» цивилизации, противоположна всякому государству, в ней обличается неправда внешнего закона (очень русский мотив, который был даже у К. Леонтьева), в нее входит русский христианский анархизм и русский христианский социализм (Достоевский прямо говорит о православном социализме).
Это есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и Достоевский выходит тут за пределы исторического православия и исторического христианства вообще, переходит к эсхатологическому христианству, к христианству Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
Достоевский, как будто, сам недостаточно понимал анархические выводы из легенды.
В России не было философов такого размера, как наши писатели, как Достоевский и Л. Толстой.
Величайшим русским метафизиком и наиболее экзистенциальным был Достоевский.
Это отлично понимал Достоевский.
Он был из тех, которые скрывают себя в своем умственном творчестве, а не раскрывают себя, как, например, раскрывал себя Достоевский со всеми своими противоречиями.
 

Цитаты из русской классики со словом «Достоевский»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «Достоевский»

Предложения со словом «достоевский»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Предложения со словом «достоевский»

  • Достоевский со своим культом страдания это бы понял, но только последний людоед посоветует подобный путь в качестве единственного пути…

  • Достоевский был в такой степени одержим всеми человеческими страстями, что он был одновременно чудовищем и гением, гением и безумцем.

  • Достоевский вышел в тридцати томах, Тургенев – в двадцати восьми, Пушкин – в семнадцати.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «достоевский»

Ассоциации к слову «Достоевский»

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я