Неточные совпадения
В моём философском
существовании у меня не
было желания лишь познать мир, но желание познания всегда сопровождалось желанием изменить мир.
Противоречия, которые можно найти в моей мысли, противоречия духовной борьбы, противоречия в самом
существовании, которые не могут
быть прикрыты кажущимся логическим единством.
В этих спорах я
был жестоким спорщиком, я отстаивал
существование истины и добра, как идеальных ценностей, не зависящих от классовой борьбы, от социальной среды, т. е. не соглашался на окончательное подчинение философии и этики классовой революционной борьбе.
Личность
есть субъект, а не объект среди объектов, и она вкоренена во внутреннем плане
существования, т. е. в мире духовном, в мире свободы.
Для личности характерно, что она не может
быть самодовлеющей и самодостаточной, для её
существования необходимо другое, высшее, равное и низшее, без этого невозможно сознание различения.
Трансцендирование
есть активный, динамический процесс,
есть имманентный опыт человека, в котором человек переживает катастрофы, переносится через бездны, испытывает прерывность в своем
существовании, но не экстериоризируется, а интериоризируется.
Есть противоречие между тем, чем должна
быть человеческая личность, и условиями её
существования на земле.
Несмелое так выражает противоречие
существования человека: человек
есть вещь физического мира, несущая в себе образ Бога.
Эта свобода не
есть свобода воли, как свобода безразличия, не
есть свобода воли в школьном смысле, она глубже, связана с целостным
существованием человека, она
есть свобода духа, творческая духовная энергия.
Если Бог
есть Личность, а не Абсолютное, если Он не только essentia, но и exitentia, [Сущность…
существование (лат.).] если в нем раскрывается личное отношение к другому, к многому, то Ему присуще страдание, то в Нем
есть трагическое начало.
Смерть не
есть прекращение внутреннего
существования личности, а прекращение
существования мира, другого для личности, к которому она выходила в своем пути.
Социализация, распространённая на глубину
существования, на духовную жизнь,
есть торжество das Man, [Das Man — термин, предложенный М. Хайдеггером (в работе «Бытие и время») и обозначающий, как писал сам философ, «субъекта повседневности, предписывающего ей способ бытия».
Поэтому принцип личности должен стать принципом социальной организации, которая не
будет допускать социализацию внутреннего
существования человека.
Служение общему благу, т. е. чему-то не имеющему своего
существования,
есть лишь беспомощное, сокращенное, отвлеченное служение благу ближнего, каждого конкретного существа.
Сознание же свободного
есть сознание
существования каждого для себя, но при свободном выходе из себя к другому и ко всем.
И эта трансцендентность Бога, свобода Бога от мировой необходимости, от всякой объектности
есть источник свободы человека,
есть самая возможность
существования личности.
Можно глубже сказать: бытие
есть отчуждение и объективация, превращение свободы в необходимость, индивидуального в общее, личного в безличное, торжество разума, потерявшего связь с человеческим
существованием.
Отвлеченное бытие
есть порождение конструирующей мысли, оно не имеет никакого внутреннего
существования.
То реальное, что мы связываем с бытием,
есть лишь внутреннее свойство, качество конкретных существ и
существований, оно в них, а не они в нем.
Бытие как субъект
есть личное
существование, свобода, дух.
Острое переживание проблемы теодицеи, как мы видим, например, у Достоевского в его диалектике о слезинке ребёнка и о возвращении билета на вход в мировую гармонию,
есть восстание против идеи бытия, как царства универсально-общего, как мировой гармонии, подавляющей личное
существование.
Истина
есть жизнь,
существование существующего.
Идея гармонии целого, миропорядка и
есть источник рабства человека, это и
есть власть объективации над человеческим
существованием.
Так называемый мировой порядок и так называемая гармония мирового целого никогда не
были созданы Богом Бог совсем не
есть устроитель мирового порядка и администратор мирового целого, Бог
есть смысл человеческого
существования.
Мировой порядок, подавляющий части, превращающий личность в средство,
есть продукт объективации, т е. отчуждения и экстериоризации человеческого
существования, а не создание Бога.
Можно
было бы сказать, что царство Божие совсем не
есть объективное единство, которое нужно лишь для безбожного мира, которое нужно лишь для безбожного царства, царство Божие прежде всего персоналистично,
есть царство личностное и свободное, не единство, стоящее над личным
существованием, а единение, общение в любви.
Порабощенная природа как объект
есть природа, детерминирующая извне, деперсонализирующая, угнетающая внутреннее
существование.
Природа же, как субъект,
есть внутреннее
существование космоса,
есть его экзистенциальность, а следовательно, и свобода.
Материя как субъект не
есть уже материя,
есть уже внутреннее
существование.
Материальность
есть объективация, овеществление
существования.
Освобождение же
есть возвращение к внутреннему
существованию, к субъектности, к личности, к свободе, к духу.
Это
есть жажда слияния с материнским космическим лоном, с матерью-землей, с безликой стихией, освобождающей от боли и ограниченности личного
существования, или с безликим коллективизмом, национальным и социальным, преодолевающим раздельное, индивидуальное
существование.
Вера в
существование души мира
есть вера романтическая.
Но
существование космоса, как мирового единства и гармонии,
существование души мира
есть иллюзия сознания, порабощенного и раненного объективацией.
Если произойдет столкновение планет и результатом его
будет космическое разрушение, т. е. нарушение космического лада, то это совершенно нецелесообразно и даже не необходимо в смысле
существования закона для этого столкновения.
То, что я называю космическим прельщением,
есть экстатический выход за пределы личного
существования в космическую стихию, надежда на приобщение к этой первостихии.
Но это всегда
было не столько выходом из замкнутого
существования личности к мировому общению, сколько снятием самой формы личности и её растворением.
Реальность общества заключена в самих личностях, не в простом взаимодействии личностей, а в «мы», которое не
есть абстракция и имеет конкретное
существование.
Но объективация человеческого
существования, выброшенность его вовне создает «общество», претендующее
быть реальностью большей и более первичной, чем человек и чем личность.
Общество
есть объективация «мы», которое не имеет никакой реальности и никакого
существования вне отношения к нему «я» и вне отношения «я» и «ты».
Патриархальное общество, которое
было наиболее органическим, имело свои человечески хорошие черты, лучшие, чем механическое буржуазное общество, но в нем человек вел ещё полурастительное
существование и не пробудился от сна органического рабства.
Объективность общественных явлений, превышающая человеческое
существование,
есть объективация, отчуждение человеческой природы, вследствие которой общественные отношения человека с человеком представляются реальностями, находящимися вне людей и над людьми.
Наименее объективированное и наименее общеобязательное познание
есть познание наиболее близкое к человеческому
существованию.
Цивилизация не
есть последняя цель человеческого
существования и верховная её ценность.
Но она
есть также объективация человеческого
существования, и потому она несет с собой порабощение.
Особенно ясно, что «природа» у Льва Толстого, которая божественна, не
есть природа беспощадной борьбы за
существование и взаимного истребления, преобладания сильного над слабым, механической необходимости и пр., это преображенная природа, это само Божество.
«Народ» не
есть «масса», и он имеет качественное определение, связанное с его трудом, с его религиозными верованиями, с пластическими формами его
существования.
Существует порабощающая диалектика идей в человеческом
существовании, это
есть диалектика экзистенциальная, а не логическая.
В действительности индивидуализм
есть объективация и связан с экстериоризацией человеческого
существования.
Не только
существование государства не
есть высшая ценность, но и
существование мира, этого объективированного мира, совсем не
есть высшая ценность.
Неточные совпадения
Искусственные примеси сверху донизу опутали Глупов, и ежели можно сказать, что в общей экономии его
существования эта искусственность
была небесполезна, то с не меньшею правдой можно утверждать и то, что люди, живущие под гнетом ее,
суть люди не весьма счастливые.
Положим, что прецедент этот не представлял ничего особенно твердого; положим, что в дальнейшем своем развитии он подвергался многим случайностям более или менее жестоким; но нельзя отрицать, что,
будучи однажды введен, он уже никогда не умирал совершенно, а время от времени даже довольно вразумительно напоминал о своем
существовании.
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали
существование Гиперборейского моря.
Елены; «Московские ведомости» заявили, что с посрамлением врага задача их кончилась, и обещали прекратить свое
существование; но на другой день взяли свое обещание назад и дали другое, которым обязывались прекратить свое
существование лишь тогда, когда Париж
будет взят вторично.
«Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали то, что
было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за
существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно».