Неточные совпадения
Качественно различные, неравные личности не только в глубинном смысле равны перед
Богом, но равны перед обществом, которому не принадлежит права различать личности на основании привилегий, т. е. на основании различия социального положения.
Философия этой книги сознательно личная, в ней говорится о человеке, о мире, о
Боге лишь то, что я увидел и пережил, в ней философствует конкретный человек, а не мировой разум или мировой дух.
Личность не может быть детерминирована изнутри и
Богом.
Отношение между личностью и
Богом не есть каузальное отношение, оно находится вне царства детерминации, оно внутри царства свободы.
Бог не объект для личности, он субъект, с которым существуют экзистенциальные отношения.
Человеческое достоинство есть освобождение от рабства, освобождение и от рабьего понимания религиозной жизни и отношений между человеком и
Богом.
Бог и есть гарантия свободы личности от порабощения власти природы и общества, царства кесаря, мира объектности.
Но, с другой стороны, христианство необычайно возвышает человека, признает его образом и подобием Божиим, признает в нем духовное начало, возвышающее его над природным и социальным миром, признает в нем духовную свободу, независимо от царства кесаря, верит, что сам
Бог стал человеком и этим возвысил человека до небес.
Этот путь лежит в глубине существования, на этом пути происходят экзистенциальные встречи с
Богом, с другим человеком, с внутренним существованием мира, это путь не объективных сообщений, а экзистенциальных общений.
В
Боге одна природа и три ипостаси.
Можно было бы сказать, что сознание
Бога как личности предшествовало сознанию человека как личности.
Несмелое так выражает противоречие существования человека: человек есть вещь физического мира, несущая в себе образ
Бога.
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, она происходит от
Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что в нем происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости, независимости и зависимости.
Непреодолимые противоречия связаны с понятием
Бога, с идеей
Бога, образованной путем объективации.
Одинаково неверно было бы сказать, что
Бог есть универсальное и что
Бог есть сингулярное, индивидуальное.
Различие между универсальным и сингулярным находится в плане объективации, но
Бог не находится в плане объективации, он находится в плане экзистенциальном, в опыте трансцендирования.
Отношение между человеком и
Богом не есть ни отношение каузальное, ни отношение частного и общего, ни отношение средства и цели, ни отношение раба и господина, оно не походит ни на что, взятое из объективного мира, природного и социального, это отношение ничему не аналогично в этом мире.
Бог не существует, как находящаяся надо мною объективная реальность, как объективация универсальной идеи, Он существует, как экзистенциальная встреча; как трансцендирование, и в этой встрече
Бог есть личность.
Нельзя сказать, что сверхличное, высшее, чем человек,
Бог есть цель, личность же есть средство для этой цели.
Личность-человек не может быть средством для Личности-Бога.
Унижает человека и унижает
Бога та теологическая доктрина, которая утверждает, что
Бог сотворил человека для самопрославления.
Поразительно, что всякое учение, унижающее человека, унижает и
Бога.
Отношение личности к личности, хотя бы высочайшей личности
Бога, не может быть отношением средства и цели, всякая личность есть самоцель.
Личность не может восходить, реализовать себя, осуществлять полноту своей жизни, если нет сверхличных ценностей, нет
Бога и божественной высоты жизни.
Человеческая мысль о том, что человеческая личность есть высочайшее последнее, что
Бога нет и что человек сам есть
бог, есть мысль плоская, принижающая, а не возвышающая человека и мысль кошмарная.
Личность не часть мира, она соотносительна миру, соотносительна и
Богу.
И Бог-личность хочет не человека, над которым Он господствует и который должен Его прославлять, а человека-личности, которая отвечает на Его призыв и с которой возможно общение любви.
Очень важно для понимания личности всегда помнить, что личность прежде всего определяется не по отношению к обществу и космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективацией, а по отношению к
Богу и в этом сокровенном внутреннем отношении она черпает силы для свободного отношения к миру и человеку.
Что человек несет в себе образ
Бога и через это делается человеком, — это есть символ, понятия об этом нельзя выработать, богочеловечность есть противоречие для мысли, которая склоняется к монизму или дуализму.
В нем происходит борьба мира и
Бога, он есть существо зависимое и свободное.
Сталкиваются образ
Бога и образ механизма, автомата.
Аскеза совсем не есть покорность и послушание, она есть непокорность и непослушание личности, исполнение своего призвания, ответ на призыв
Бога.
Это есть богоподобие человека, но обратной стороной этого богоподобия является человекоподобие
Бога.
Только потому возможна встреча человека и
Бога, отношение между человеком и
Богом.
Богопознание есть гипостазирование, понимание
Бога как личности, и это требует воображения.
Человек есть личность потому, что
Бог есть личность, и наоборот.
Как быть с личностью
Бога?
Школьная ортодоксальная теология отрицает страдание
Бога, ей представляется это унижением величия
Бога, в
Боге нет движения,
Бог есть actus purus.
Но такое понимание
Бога получено не столько от библейского откровения, сколько от философии Аристотеля.
Если
Бог есть Личность, а не Абсолютное, если Он не только essentia, но и exitentia, [Сущность… существование (лат.).] если в нем раскрывается личное отношение к другому, к многому, то Ему присуще страдание, то в Нем есть трагическое начало.
Иначе
Бог не есть личность, а отвлеченная идея или сущность, бытие элеатов.
Сын Божий страдает не только как человек, но и как
Бог.
Бог разделяет страдания людей.
Бог тоскует по своему другому, по ответной любви.
Бог не есть отвлеченная идея, не есть отвлеченное бытие, выработанное категориями отвлеченной мысли.
Бог есть существо, личность.
Если
Богу приписывается способность любви, то Ему должна быть приписана и способность страдания.
Атеизм в сущности был направлен против
Бога как отвлеченного бытия, отвлеченной идеи, отвлеченной сущности, и в нем была своя правда.
Теодицея невозможна в отношении к такому
Богу.
Неточные совпадения
Осип (принимая деньги).А покорнейше благодарю, сударь. Дай
бог вам всякого здоровья! бедный человек, помогли ему.
Городничий (дрожа).По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
Осип. Да что завтра! Ей-богу, поедем, Иван Александрович! Оно хоть и большая честь вам, да все, знаете, лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли… И батюшка будет гневаться, что так замешкались. Так бы, право, закатили славно! А лошадей бы важных здесь дали.
Частный пристав. Да
бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, — поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение
богу, все идет благополучно.