Неточные совпадения
Кто испытывает страх перед традиционными нравственными понятиями и оценками, всегда имеющими социальный источник,
тот не способен к этическому познанию, ибо этическое познание есть нравственное
творчество.
Парадокс в
том, что свобода человека, без которой нет
творчества и нет нравственной жизни, не от Бога и не от тварной природы.
Проблема страшно осложняется еще
тем, что кроме этики закона и этики искупления есть еще этика
творчества, связанная с дарами человека и с его призванием.
И проблема
творчества есть проблема о
том, возможно ли новое, небывшее.
Творчество предполагает небытие, подобно
тому как у Гегеля становление предполагает небытие.
Творчество связано с грехом и вместе с
тем оно жертвенно.
Что-то должно исходить и из человека, и это и есть
то, что есть
творчество по преимуществу,
творчество нового и небывшего.
В
творчестве есть две разные стороны, два разных акта, и в зависимости от
того, на какой стороне
творчества мы сосредоточиваемся, мы разно описываем
творчество.
Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с
тем, что человек есть существо социальное, реализация продуктов
творчества.
И тут является
то, что в
творчестве называется мастерством, искусством.
Между
тем как люди называют
творчеством создание охлажденных продуктов.
Но
творчество, которое есть огненное движение из бездонной свободы, должно не только восходить, но и нисходить, и сообщать людям и миру
то, что возникло в творческом прозрении, замысле, образе, подчиняться законам реализации продуктов, мастерства, искусства.
Творчество носит напряженно личный характер, и вместе с
тем оно есть забвение личности.
То христианское направление, которое предлагает заняться сначала аскезой и достигнуть совершенства, а потом творить, не имеет никакого представления о
творчестве.
Когда человек вступил на путь самоусовершенствования, все равно католического, православного, толстовского, йогического, теософического и еще какого-либо,
то он может оказаться потерянным для
творчества.
Или если и нужно,
то потому лишь, что творец оправдывается
творчеством.
Но
творчество во всех сферах, и в сфере чисто моральной, ибо есть моральное
творчество, говорит о
том начале человека, на котором может быть построена иная этика, чем этика закона и этика искупления.
Творчество и есть
то, что более всего напоминает призвание человека до грехопадения, что в известном смысле стоит «по
ту сторону добра и зла».
Подлинное, бытийственное
творчество всегда в Духе, в Духе Святом, ибо только в Духе происходит
то соединение благодати и свободы, которое мы видим в
творчестве.
Этика
творчества отличается от этики закона и нормы прежде всего
тем, что для нее нравственная задача есть неповторимо индивидуальная творческая задача.
Этика
творчества исходит от личности, но направлена она не на личность, а на мир, в
то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.
То раскрытие ценностей человеческой индивидуальности и ценности самой этой индивидуальности, которое ставит своей задачей этика
творчества, есть вместе с
тем освобождение от нестерпимого страха личности за себя и за свою судьбу, страха, порождающего идолопоклонство и суеверия.
Этика
творчества есть вместе с
тем этика, направленная к победе вечности над временем.
Это все
то же основное противоречие
творчества в греховном мире.
Творчество в культуре до
того вырождается и разлагается, что возникает духовная реакция против всякого
творчества, связанная с потребностью в аскезе и уходе из мира.
Творчество, несомненно, связано с энергией пола, связано с первоисточником творческой энергии, может перейти в другие формы энергии, подобно
тому как движение переходит в теплоту.
И вот задача этики
творчества заключается в
том, чтобы перспективу жизни сделать независимой от рокового хода времени, от будущего, которое вызывает в нас ужас и мучит нас.
Он пошел дальше, он начал утверждать, что дух несовместим с
творчеством, в
то время как дух есть единственный источник
творчества.
И вместе с
тем иезуитизм есть рабство человеческой воли и отрицание
творчества человека.
Человек
то совершает жертву своим призванием в познании или искусстве во имя ценностей религиозных, во имя аскетического подвига и достижения большого личного совершенства,
то жертвует своим личным совершенством во имя
творчества поэта или философа.
Когда человек сознал себя свободным и творческим духом, он
тем самым поставил разрешение трагических конфликтов жизни в зависимость от своей свободы и своего
творчества, а не от отвлеченного принятия однообразного, общеобязательного закона.
Личность может переживать труд как свое призвание в мире, может претворять труд в
творчество, т. е. выявлять истинное онтологическое ядро труда, лежащее глубже
той социальной обыденности, которая превращает
творчество в принудительный труд.
Между
тем как
творчество культуры основано на иерархии качества, на различении качества труда и на дарах личности.
Неточные совпадения
Его увлекал процесс писанья, как процесс неумышленного
творчества, где перед его глазами, пестрым узором, неслись его собственные мысли, ощущения, образы. Листки эти, однако, мешали ему забыть Веру, чего он искренно хотел, и питали страсть,
то есть воображение.
Я все время имею в виду не демократические программные требования и задания, которые заключают в себе некую правду и справедливость, а
тот дух отвлеченной демократии,
ту особую общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика масс над
творчеством свободного духа.
Самоценность мысли отрицалась, свобода идейного
творчества бралась под подозрение
то с точки зрения социально-революционной,
то с точки зрения религиозно-охранительной.
Когда творец исполняет социальный заказ без свободы,
то продукты
творчества могут быть лишь бездарными и ничтожными.
Я не вижу никаких трудностей в
том, чтобы признать существование буржуазного католичества, протестантства и православия, буржуазной философии и морали, но отсюда не следует делать выводы, что истина духовного
творчества лежит в экономике и что не существует духовных ценностей, не зависимых от экономики.