Неточные совпадения
Философия
есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни
духа лежит в основании философского познания.
Философская антропология
есть центральная часть философии
духа.
Принципиально отличать философию от науки только и можно, признав, что философия
есть необъективированное познание, познание
духа в себе, а не в его объективации в природе, т. е. познание смысла и приобщение к смыслу.
Не может
быть философии о чужих идеях, о мире идей, как предмете, как объекте, философия может
быть лишь о своих идеях, о
духе, о человеке в себе и из себя, т. е. интеллектуальным выражением судьбы философа.
Это совершенно ясно в так называемых «науках о
духе», где объективирование всегда
есть смерть истинного познания.
Может показаться очень гордым и возвеличивающим достоинство человека учение о том, что Божество в человеке приходит к самосознанию, что мировой
дух достигает своей вершины через философию, которая
есть дело человека.
Но при этом никакой самостоятельности человека не существует, человек
есть лишь функция мирового
духа, мирового разума.
Основной вопрос познания вовсе не
есть познание идей о Боге, а познание Самого Бога, т. е. познание в
духе и самого
духа.
В этом отношении
есть существенное различие между науками естественными и науками о
духе.
Естественные науки не производят такого опустошения, какое производит историческое и психологическое исследование
духа, в котором объективирование
есть умерщвление реального предмета, ибо этот реальный предмет совсем не
есть объективированный предмет.
Познание
духа, самого
духа, а не человеческих мыслей и душевных состояний, не может
быть объективированием.
В познании
духа, которое и
есть философия, должно
быть внутреннее родство познающего со своим предметом, должно
быть признание реальности
духа, должен
быть творческий духовный опыт.
Познание
духа есть «что-то», а не «о чем-то».
Этика
есть завершающая часть философии
духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни.
Этика
есть познание
духа, а не познание природы, ей принадлежит лишь то, что связано с духовной свободой, а не с природной необходимостью.
Сказание о рае и грехопадении
есть также сказание о генезисе сознания в путях
духа.
В генезисе
духа есть три стадии — первоначальная стихия, райская целостность, целостность досознательная, не испытавшая свободы и рефлексии; раздвоение, рефлексия, оценка, свобода избрания; и целостность и полнота после свободы, рефлексии и оценки, сверхсознательная целостность и полнота.
Если человек
есть существо падшее и если пал он в силу присущей ему изначальной свободы, то это значит, что он
есть существо высокое, свободный
дух.
Как существо свободное, как свободный
дух, человек призван
быть творцом новых ценностей.
Я говорил уже в первой главе, что проблема человека не может
быть подменена ни проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни проблемой души, психологического сознания, ни проблемой
духа, ни проблемой идеальных ценностей, идей добра, истины, красоты и пр.
Бахофен
был христианином, и для него возникновение
духа, пробуждение личности, победа солярно-мужественного принципа над теллургически-женственным
есть положительный факт и великое достижение.
Человек
есть человек лишь как носитель
духа.
Это
есть основной дуализм у Шелера — дуализм
духа и жизни.
Он готов
был отречься от первородства и независимости человеческого
духа и совести.
Для Бахофена пробуждение
духа и личности, т. е. начала солнечного и мужского и победа его над исконным господством матриархата, над первобытным космическим коммунизмом, над женской религией земли и подземных богов,
есть положительный космический процесс.
Внутренний творческий акт
есть горение
духа.
Этика в глубоком смысле слова должна
быть учением о пробуждении человеческого
духа, а не сознания, творческой духовной силы, а не закона и нормы.
Для этики должно
быть важнее всего, каков человек, какого он
духа,
есть ли в нем внутренний свет,
есть ли в нем благостная и творческая энергия.
И в основу должно
быть положено понятие творческой свободы как источника жизни и
духа как света, освещающего жизнь.
«Умерши для закона, которым
были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении
духа, а не по ветхой букве».
Павла в
духе аномизма, т. е. совершенного отрицания закона,
было бы отрицанием основной антиномии этики, отрицанием парадокса законнической этики.
Перед ним
было выродившееся христианское общество, в котором угас героический
дух.
Христианская мораль
есть в духовном смысле аристократическая, а не рабья мораль, мораль сильных
духом, а не слабых.
Но этот римлянин
был человеком, побежденным миром, отдавшимся целиком во власть мира, т. е. человеком, пережившим величайшее поражение
духа.
Будь свободен
духом, не
будь рабом в
духе.
Ибо рабье возмущение
есть проявление рабьего
духа, отсутствие свободы
духа.
И приятие внешнего положения, выпавшего на твою долю, должно
быть истолковано как господство над внешним миром, как победа
духа.
В подлинном творчестве всегда
есть катарсис, очищение, освобождение
духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии
духом.
Добрые дела
есть ведь также охлаждение творческого огня любви в человеческом сердце, как философская книга
есть охлаждение творческого огня познания в человеческом
духе.
Творящий человек,
дух которого направлен на предметные ценности, перестает
быть дрожащей тварью.
Всякое состояние, несогласное со свободой
духа и враждебное ей,
есть злое состояние.
Нравственная жизнь должна
быть вечным творчеством, свободным и огненным, т. е. вечной юностью и девственностью
духа.
И этика творчества не
есть этика развития, этика творчества
есть этика юности и девственности
духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.
У Ницше
были совершенно ложные взгляды на
дух и духовную жизнь.
Это значит, что
дух есть подавленный, вошедший внутрь инстинкт, т. е., в сущности, эпифеномен.
Тут Ницше явно падает жертвой реакции против выродившегося, законнического христианства и против той дурной духовности, которая, в сущности, всегда
была угашением
духа.
Он пошел дальше, он начал утверждать, что
дух несовместим с творчеством, в то время как
дух есть единственный источник творчества.
Гордый уход
духа от мира и людей в горние высоты и скупость, нежелание разделить с другими свои богатства
есть нехристианская настроенность, недостаток любви и, в конце концов, недостаток творчества, ибо творчество щедро и отдает.
Во внешне очень свободном политическом строе человек может
быть совсем несвободен
духом, может
быть нивелирован, порабощен обществу и общественному мнению, может потерять свою оригинальность и определяться в своей нравственной жизни не изнутри, а извне.
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из иноков, сначала как бы и сожалея, — тело имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и
быть духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.