Неточные совпадения
Трагедия и
люди трагедии находятся по ту
сторону добра и зла.
И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом
человек начал различать и оценивать, вкусил от древа познания добра и зла, стал по сю
сторону добра и зла.
И никак
человек не может прорваться в рай, по ту
сторону мучительного различения добра и зла и страдания, с этим связанного.
С точки зрения биологически-антропологической
человек не совершенствуется, он совершенствуется лишь с точки зрения возрастания силы сознания и духа, с одной
стороны, и изобретенных им социальных, технических орудий — с другой.
Социология утверждает, что
человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке со
стороны общества.
Можно даже установить следующий парадокс, играющий немалую роль в истории религиозных идей: свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей необходимостью делать избрание навязанного ей со
стороны и сверху, порабощала и угнетала
человека; настоящее освобождение
человека происходило от благодати, а не от свободы воли;
человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
С одной
стороны, христианству обязан
человек своим высочайшим нравственным сознанием и своими высочайшими нравственными эмоциями.
Но, с другой
стороны, можно сказать, что христианство нравственно ухудшило
человека, создав невыносимый конфликт сознания и бессознательного.
И в результате этого парадокса, который, как всегда и во всем,
люди склонны разрешать в
сторону законническую, христиане оказываются сплошь и рядом наименее сострадательными, наименее жалостливыми
людьми, вечно осуждающими ближнего, обличающими грех, за который страдания посланы, уподобляющимися утешителям Иова.
Творчество и есть то, что более всего напоминает призвание
человека до грехопадения, что в известном смысле стоит «по ту
сторону добра и зла».
Человек наряду с законническим, нормативным моральным миром, который закончен и к которому ничего нельзя прибавить, создает себе, воображает мир высший, свободный, прекрасный, лежащий по ту
сторону обыденного добра и зла.
Древние табу со всех
сторон окружают
человека, связывают его нравственную жизнь.
Она совсем не есть отдельная
сторона человеческой природы и специальная функция, она есть целость духовной природы
человека, ее сердцевина или сердце в онтологическом, а не психологическом смысле слова.
В современных демократических государствах, в которых свобода и жизнь
людей гарантированы правом, жизнь
людей, тела
людей находятся в сравнительной безопасности от посягательств со
стороны фанатиков.
Этика эвдемонистическая, будь этот эвдемонизм земной или небесный, в конце концов, есть этика страха, ибо
человек боится за свое счастье и счастье других, ибо счастье со всех
сторон подвергается опасностям и оно покупается оппортунизмом в оценках и действиях.
Страх болезней сам становится болезнью и начинает повсюду видеть несуществующую опасность заразы, населяет мир бациллами, со всех
сторон атакующими
человека, парализует возможность здравого восприятия своего тела и нормального к нему отношения.
Человек, одержимый страхом смерти, целиком находится по сю
сторону жизни, в этом мире, и не способен уже испытывать трансцендентного ужаса перед тайной смерти, он слишком поглощен своим организмом, слишком привязан к земной жизни и дрожит за нее.
Такова та
сторона социального вопроса, которая связана с отношением
человека к
человеку.
Другая же
сторона социального вопроса связана с отношением
человека к природе и с ростом его власти над природой.
Именно техника решает ту
сторону социального вопроса, которая связана с отношением
человека к природе.
И нужно признать, что техника, уничтожая ряд иллюзий
человека, порожденных слабостью и зависимостью, может способствовать преодолению религиозного материализма и достижению большей духовности, так же как, с другой
стороны, она грозит окончательной материализацией.
И тут самая интимная
сторона личности, совсем неуловимая извне, о которой
человек стыдится говорить кому бы то ни было, вместе с тем наиболее социально организована и регулирована.
Смерть существует лишь по сю
сторону, в овремененном бытии, в порядке «природы», и раскрытие духовности, введение
человека в иной порядок бытия, утверждение вечного в жизни есть преодоление смерти и победа над ней.
Вместо прежнего разделения актеров на злодеев, на первых трагиков, первых комиков, разделения все-таки более серьезного, потому что оно основывалось на психической
стороне человека, — вся труппа теперь составлялась так: я играю купцов, он мужиков, третий бар, а что добрые ли это люди, злые ли, дурные, никто об этом думушки не думал.
Неточные совпадения
Аммос Федорович. Опасно, черт возьми! раскричится: государственный
человек. А разве в виде приношенья со
стороны дворянства на какой-нибудь памятник?
А уж Тряпичкину, точно, если кто попадет на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. Впрочем, чиновники эти добрые
люди; это с их
стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот… Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! за тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!
На все четыре
стороны // Поклон, — и громким голосом // Кричит: «Эй,
люди добрые!
Милон(в
сторону). Почтенный
человек!
Стародум(читает). «…Я теперь только узнал… ведет в Москву свою команду… Он с вами должен встретиться… Сердечно буду рад, если он увидится с вами… Возьмите труд узнать образ мыслей его». (В
сторону.) Конечно. Без того ее не выдам… «Вы найдете… Ваш истинный друг…» Хорошо. Это письмо до тебя принадлежит. Я сказывал тебе, что молодой
человек, похвальных свойств, представлен… Слова мои тебя смущают, друг мой сердечный. Я это и давеча приметил и теперь вижу. Доверенность твоя ко мне…