Неточные совпадения
Если есть различение добра и
зла, если есть
зло, то неизбежно
оправдание Бога, ибо
оправдание Бога и есть решение вопроса о происхождении
зла.
Даже ад может представляться этическому мыслителю торжеством добра, ибо основной для него представляется проблема
оправдания добра, а не проблема существования
зла и
злых.
Но теодицея есть
оправдание Бога не с точки зрения нашего добра, а с точки зрения возникновения самого различения между добром и
злом.
Оправдание ада как воздаяния
злым, утешающее добрых, есть сказка для детей, в нем нет ничего онтологического, это взято из социальной обыденности с ее наградами и наказаниями.
И только детски-незрелое, немудрое, испуганное сознание боится этой антиномии, ему все мерещится идеализация и
оправдание зла в имманентно-монистическом тезисе антиномии.
Неточные совпадения
— В бога, требующего теодицеи, — не могу верить. Предпочитаю веровать в природу, коя
оправдания себе не требует, как доказано господином Дарвином. А господин Лейбниц, который пытался доказать, что-де бытие
зла совершенно совместимо с бытием божиим и что, дескать, совместимость эта тоже совершенно и неопровержимо доказуется книгой Иова, — господин Лейбниц — не более как чудачок немецкий. И прав не он, а Гейнрих Гейне, наименовав книгу Иова «Песнь песней скептицизма».
Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и
зле для
оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему.
В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы
зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема — проблема человека, его назначения,
оправдания его творчества.
Если
зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания
злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за
зло мира, нет круговой поруки, то теодицея [Теодицеей называется проблема
оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Непонимание натуры человека, и проистекающее отсель бесстрастное равнодушие к добру и
злу, и кривосудство о поступках:
оправдание неоправдимого и порицание достойного.