Цитаты со словосочетанием «нравственные законы»
Трагичность и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной норме и
нравственном законе, о добре, а вопрос об отношениях между свободой Бога и свободой человека.
Носителем
нравственного закона и оценки является род, а не личность.
Автономия относится совсем не к человеку, а к
нравственному закону.
Свобода нужна лишь для исполнения
нравственного закона.
Это есть трагическое переживание добра и зла, которое не разрешается легко
нравственным законом и нормой.
Общество делается носителем и охранителем
нравственного закона.
Социальная этика строит оптимистическое учение о силе
нравственного закона, оптимистическое учение о свободе воли, оптимистическое учение о наказании и каре злых, которой будто бы подтверждается царящая в мире справедливость.
Древнее насилие клана и рода над человеком, установившее неисчислимое количество табу, запретов и вызывающее страхи и ужасы, из
нравственного закона, каким оно было в древние времена, переходит в атавистические инстинкты, с которыми должно бороться более высокое нравственное сознание.
Власть
нравственного закона и его запреты первоначально были магической властью.
Философы и моралисты, Сократ и стоики, Кант и Толстой пытались очистить
нравственный закон от элементов магических.
В автономной, но законнической этике Канта носителем
нравственного закона, правда, является личность, а не общество.
Но сам
нравственный закон, который личность должна свободно в себе раскрыть, определяется обществом, он общеобязателен, а общеобязательность всегда носит социальный характер.
Для
нравственного закона совсем неинтересен нравственный индивидуальный опыт, нравственные борения духа.
И нравственный порядок в мире держится прежде всего религиозным страхом, который потом принимает форму
нравственного закона.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным
нравственным законом, нравственно-разумной природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его нравственным опытом, его духовной борьбой, его судьбой.
Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни.
Л. Толстой и Евангелие рассматривает в смысле
нравственного закона и нормы, и осуществление Царства Божьего уподобляется воздержанию от курения и вина.
Мы уже видели, что евангельская мораль отрицает мораль законнически-фарисейскую, мораль самоспасения человека через осуществление
нравственного закона.
И бросающий в грешницу камень, осуждающий ближнего как злого, почитает себя в этот момент праведным и действует по
нравственному закону.
Не существует застывшего, статического нравственного порядка, подчиненного единому, общеобязательному
нравственному закону.
Личность, неповторимая, единичная личность, есть высшая ценность, она не есть средство для торжества общего, хотя бы это общее было общеобязательным
нравственным законом.
И человеческая личность есть верховная ценность не потому, что она является носителем общеобязательного
нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
Автоматическое истолкование
нравственного закона не есть жизнь.
Любовь к такому «дальнему», как «сверхчеловек» Ницше, как грядущий коммунистический строй Маркса, как
нравственный закон всех моралистов, как отвлеченная справедливость законников, как государственность этатистов, как утопии совершенного социального строя социальных революционеров, как научная истина «сиентистов», как красота эстетов, как отвлеченная ортодоксия религиозных фанатиков, есть безбожная и бесчеловечная любовь.
Прямолинейный абсолютизм в нравственных оценках и действиях ложен уже потому, что он забывает о существовании мировой среды, в которой находится человек, он хотел бы действовать так, как будто существует только
нравственный закон и норма, но не существует мира.
Неточные совпадения
Этика имеет дело не с бессильными, висящими в воздухе нормами и
законами, а с реальными
нравственными энергиями и с обладающими силой качествами.
Нужно признать аксиомой, что
закон бессилен изменить человеческую природу и не может разрешить никакой индивидуальной
нравственной задачи.
Самая большая трудность
нравственных конфликтов жизни заключается совсем не в столкновении ясного добра с ясным злом, а в отсутствии одного,
законом данного, нравственно-должного выхода, в неизбежности каждый раз совершать индивидуальный творческий акт.
Нравственное сознание, формулирующее
законы и нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с древней природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.
Этика
закона и значит прежде всего, что субъектом
нравственной оценки является общество, а не личность, что общество устанавливает
нравственные запреты, табу,
законы и нормы, которым личность должна повиноваться под страхом
нравственного отлучения и кары.
Этика
закона не может быть индивидуальной и персоналистической, она никогда не проникает в интимную глубину
нравственной жизни личности,
нравственного опыта и борений.
Месть, которая сначала была
нравственным и религиозным долгом, после христианского откровения становится безнравственным, хаотическим инстинктом человека, который он должен побеждать новым
законом.
Обнаруживается коренная двойственность
закона в
нравственной жизни человечества — он обуздывает инстинкты и создает порядок, и он же вызывает инстинкты, мешающие созданию нового порядка.
Этика
закона, выработанная в эпоху абсолютного господства рода и общества над личностью, терзает личность и тогда, когда уже пробудилась личная совесть и в нее перенесен центр тяжести
нравственной жизни.
Закон нравственный, как и
закон логический, совершенно обязателен для всякого живого существа независимо от его индивидуальности и своеобразия.
Нравственная максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается законническим основанием этики, ибо каждый человек оказывается средством и орудием осуществления отвлеченного, безличного, общеобязательного
закона.
Фарисейство, т. е. этика
закона, беспощадно осуждается в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, как нуждаются мытари и грешники, потому что если бы последняя религиозная и
нравственная правда была на стороне фарисеев, то искупление было бы не нужно.
В
нравственном акте действует не только человек, но и Бог, не только Бог, но и человек, нет разрыва и противоположения, установленного
законом.
Суббота для человека, а не человек для субботы — вот сущность великой
нравственной революции, произведенной христианством, в которой человек впервые опомнился от роковых последствий различения добра и зла и власти
закона.
Между тем как этика нашего мира, этика
закона, этика фарисейская почитает
нравственным долгом бросать в грешницу камень.
Этика
закона и нормы не понимает еще творческого характера
нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека.
Этика творчества отличается от этики
закона и нормы прежде всего тем, что для нее
нравственная задача есть неповторимо индивидуальная творческая задача.
И христианская этика долго не понимала значение индивидуального, ей
нравственная жизнь представлялась подчиненной общеобязательному
закону.
И тут важно установить, что никакой
закон, никакая норма не в силах помочь разрешить возникший
нравственный конфликт.
Таким образом, область «
нравственного» необычайно суживается, и жизнь оказывается скованной в тисках
закона.
Человеческое общество обречено жить не только под
законом нравственным, но и под
законом государственным, не только под
законом, предложенным человеческой воле как долг, но и под
законом, принуждающим себя выполнить.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «нравственные законы»
Люди, пожившие в тюрьме, всем существом своим узнавали, что, судя по тому, что происходит над ними, все те
нравственные законы уважения и сострадания к человеку, которые проповедываются и церковными и нравственными учителями, в действительности отменены, и что поэтому и им не следует держаться их.
Политика, экономика, наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого
нравственного закона, никакого духовного начала, стоящего выше их сферы.
Но и этого мало, он закончил утверждением, что для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое,
нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении.
Я никогда не скажу, что человек, выпавший из общеобязательного
нравственного закона, есть несчастный отверженный.
В педагогике есть положение, что для детей, не способных еще к отвлеченным понятиям, воспитатель составляет олицетворение
нравственного закона, и потому необходимо доверие ребенка к воспитателю.
Неточные совпадения
Послушать, так нужная степень
нравственного развития у всех уже есть, как будто каждый уже достиг его и носит у себя в кармане, как табакерку, что это «само собой разумеется», что об этом и толковать нечего. Все соглашаются, что общество существовать без этого не может, что гуманность, честность, справедливость — суть основные
законы и частной, и общественной жизни, что «честность, честности, честностью» и т. д.
Главные качества графа Ивана Михайловича, посредством которых он достиг этого, состояли в том, что он, во-первых, умел понимать смысл написанных бумаг и
законов, и хотя и нескладно, но умел составлять удобопонятные бумаги и писать их без орфографических ошибок; во-вторых, был чрезвычайно представителен и, где нужно было, мог являть вид не только гордости, но неприступности и величия, а где нужно было, мог быть подобострастен до страстности и подлости; в-третьих, в том, что у него не было никаких общих принципов или правил, ни лично
нравственных ни государственных, и что он поэтому со всеми мог быть согласен, когда это нужно было, и, когда это нужно было, мог быть со всеми несогласен.
Таков мой
нравственный темперамент, агрессивный и обвиняющий, а не защищающий и не склонный чувствовать отвержения общеобязательного
закона.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей
нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых
законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
Выпадение из-под власти формального
закона я рассматривал как
нравственный долг.
Ассоциации к слову «нравственный»
Ассоциации к слову «закон»
Синонимы к словосочетанию «нравственные законы»
Предложения со словосочетанием «нравственные законы»
- Писатель осуждает жестокость и беспринципность, бездушие и чёрствость, решительно отстаивает высокие нравственные законы человеческого благородства и сострадания, рыцарского отношения к людям.
- Вот этот нравственный закон и должен быть мерилом в жизни любого журналиста, да и не только журналиста, а каждого человека.
- Нравственный закон велит нам хотеть добра, всегда и везде, ради самого добра.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «нравственный»
Сочетаемость слова «закон»
Значение слова «нравственный»
НРА́ВСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна, -венно. 1. только полн. ф. Относящийся к нормам поведения человека в обществе. Нравственные правила. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НРАВСТВЕННЫЙ
Значение слова «закон»
ЗАКО́Н, -а, м. 1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон об охране общественной собственности. Кодекс законов о труде. Действовать по закону. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗАКОН
Афоризмы русских писателей со словом «нравственный»
- Верное изображение нравственного безобразия могущественнее всех выходок против него.
- Для нас нет большего несчастия, как, взяв на себя нравственную ответственность в счастии женщины, растерзать ее сердце, хотя бы и невольно.
- Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно