Неточные совпадения
Месть, самая
древняя и исконная нравственная эмоция, общая у человека с животным миром, имеет родовой характер.
Замечательно, что
древнее чувство
мести, терзавшее мстителя, совсем не было инстинктом жестокости и кровожадности, порождением злобы и ненависти, оно было нравственным и религиозным долгом, нравственной эмоцией по преимуществу.
Но
древняя этика
мести составляет очень глубокий слой нравственных эмоций человека, и она действует и в современном человеке, прошедшем через христианство.
Родовая
месть есть самый характерный нравственный феномен
древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку
древняя природа в нем не просветлена и не преображена.
Так, напр., инстинкт
мести, как говорилось уже, есть наследие
древней социальной жизни, и он связан с законом.
Трагедия Гамлета связана с
древним верованием, считающим кровавую
месть нравственным долгом.
И трагизм вырастал из того, что Гамлет был личностью, переросшей это
древнее верование, и инстинкт
мести не был у него целостным, он был человек раздвоенный, рефлектирующий и этим ослабленный, мышление уже приобрело слишком большую власть над его жизнью.
В ней действует
древний родовой инстинкт кровавой
мести, хотя и в претворенном и цивилизованном виде.
Смертная казнь есть
древний инстинкт кровавой
мести и человеческих жертвоприношений, принявший цивилизованные государственно-правовые формы.
Государство берет на себя концентрацию и регуляризацию
древних инстинктов кровавой
мести и хочет сделать их вполне рациональными и подчиненными утилитарным целям.
Когда кристаллизовалась концепция ада, то в нее вошло
древнее чувство
мести, перенесенное из времени в вечность.
Я хотел сохранить его до гроба, но отдаю тебе: Ратьмир, предок мой, изобразил на нем златыми буквами слова: «Никогда врагу не достанется»…» Мирослав взял сей
древний меч с благоговением и гордо ответствовал: «Исполню условие!» — Марфа долго еще говорила с мудрым Феодосией о силах князя московского, о верных и неверных союзниках Новаграда и сказала наконец юноше: «Возвратимся, буря утихла.
Неточные совпадения
Было время, — гремели обличители, — когда глуповцы
древних Платонов и Сократов благочестием посрамляли; ныне же не токмо сами Платонами сделались, но даже того горчае, ибо едва ли и Платон хлеб божий не в уста, а на пол
метал, как нынешняя некая модная затея то делать повелевает".
Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не
замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, [Авгуры — жрецы-гадатели в
Древнем Риме.] по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились, довольные своим вечером.
Но уже весною Клим
заметил, что Ксаверий Ржига, инспектор и преподаватель
древних языков, а за ним и некоторые учителя стали смотреть на него более мягко. Это случилось после того, как во время большой перемены кто-то бросил дважды камнями в окно кабинета инспектора, разбил стекла и сломал некий редкий цветок на подоконнике. Виновного усердно искали и не могли найти.
Этот Козлов, сын дьякона, сначала в семинарии, потом в гимназии и дома — изучил греческий и латинский языки и, учась им, изучил
древнюю жизнь, а современной почти не
замечал.
От Бога китайцы еще дальше, нежели от царя. Последователи
древней китайской религии не
смеют молиться небесным духам: это запрещено. Молится за всех богдыхан. А буддисты нанимают молиться бонз и затем уже сами в храмы не заглядывают.