Цитаты со словом «философский»

Область
поиска
Область
поиска
Гносеология есть выражение сомнения в силе и оправданности философского познания.
Прохождение философского познания через раздвоение и критическую рефлексию было неизбежно — таков был путь европейской философии, ее внутренняя драматическая судьба.
Такое деградированное положение философского познания соответствует стадии, в которой философия хочет быть наукой и попадает в рабскую зависимость от науки.
Трагична судьба философского познания.
Свобода и своеобразие философского познания всегда подвергались опасности, и притом с разных, противоположных сторон.
Рабство это связано с тем, что религиозная вера и научное знание становятся внешними повелевающими силами для философского познания.
И религия и наука могут внутренне оплодотворять философское познание, но они не должны делаться внешним авторитетом для него.
Но откровение не есть для его философского познания внешний авторитет, оно есть для него внутренний факт, философский опыт.
Откровение имманентно философскому познанию, как внутренний свет.
Философия человечна, философское познание — человеческое познание; в ней всегда есть элемент человеческой свободы, она есть не откровение, а свободная познавательная реакция человека на откровение.
Философия есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни духа лежит в основании философского познания.
Философское познание должно приобщиться к первоисточнику жизни и из него черпать познавательный опыт.
Как же он может быть к этому слеп и глух и утверждать автономию философского познания против того, что ему открывается?
Трагедия философского познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от научного опыта.
[Так, Гейдеггер в «Sein und Zeit», самой замечательной философской книге последнего времени, всю свою онтологию строит на познании человеческого существования.
Но и тогда, когда философская мысль Греции выделилась из народной религии и противопоставила себя ей, она сохранила свою связь с высшей религиозной жизнью Греции, с мистериями, с орфизмом.
Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной.
Философская антропология есть центральная часть философии духа.
И мир философских идей перестает быть моим миром, во мне раскрывающимся, делается миром, мне противостоящим и чуждым, миром объектным.
Вот почему и исследования по истории философии перестают быть философским познанием, становятся научным познанием.
История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для познающего его собственным внутренним миром, если он будет его познавать из человека и в человеке.
Трансцендентальный человек есть предпосылка философии, и преодоление человека в философии или ничего не значит, или значит упразднение самого философского познания.
Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
В философских и гуманитарных знаниях, в исследованиях явлений духа такой практической плодотворности нет.
Поэтому философское познание, преодолевающее объективацию и относительность, корнями своими погружено в бессознательное и восходит к сверхсознанию.
Центральное значение этики в философском понимании связано с тем, что она имеет дело с грехом, с возникновением добра и зла, с возникновением различения и оценки.
Этика не может быть только познавательной философской дисциплиной, она есть также нравственно-духовный акт.
Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни.
«Этика» Н. Гартмана, наиболее интересная в философской литературе нашего времени, представляется мне принципиально несостоятельной, потому что идеальные ценности у него висят в безвоздушном пространстве и нет антропологии, нет онтологии, которая объяснила бы, откуда берется у человека свобода, откуда у него сила для осуществления в мире ценностей.
Но этика есть дисциплина философская, и в ней есть все своеобразие познания философского в его отличии от познания научного.
Огромная и трудная задача философской этики и заключается в различении духовных и социальных элементов в нравственной жизни.
Задача философской этики заключается совсем не в познании происхождения и развития нравственных идей о добре и зле, а в познании самого добра и зла.
Также этика не может зависеть от биологии, которая наряду с социологией выражает философские претензии.
Статическое понимание Бога как чистого акта, не имеющего в себе потенций, самодовольного, ни в чем не нуждающегося, есть философское, аристотелевское, а не библейское понимание Бога.
Философская этика должна заниматься не только исследованием различений и оценок по сю сторону добра и зла, но и возникновением различений добра и зла и оценок.
Это все проблемы философской антропологии, которая еще так мало разработана.
Проблемы философской антропологии.
Это значит, что наступило время для философской антропологии, которой до сих пор не существовало.
Психологические, биологические, социологические исследования человека никакой загадки о человеке не разрешали и философской антропологии не строили.
Между тем как философская антропология должна быть основой этики.
Философской антропологии в настоящем смысле слова не существует.
Но христианская антропология ставит проблему человека в глубине, и она ясно видит, насколько человек есть существо парадоксальное, она бесконечно выше всех антропологий философских.
Огромное значение для философской антропологии имеет также Бахофен.
Философская антропология, которая должна обосновывать этику, очень бедна, и М. Шелер один из немногих философов, которые что-то для нее сделали.
Философская этика в отличие от социологии изучает не нравы, не нравственные мнения и обычаи, но само добро и зло, самые первоначальные оценки и ценности.
Проблема пола есть основная проблема философской антропологии, и она стоит в центре новой этики.
Философ не может творить философскую систему без бытия, без мира.
И работы их имеют неоценимое значение для философской антропологии.
Когда пишется философская или научная книга или художественное произведение, создается статуя и принимает окончательную форму симфония, когда строится машина или организуется хозяйственное или правовое учреждение, даже когда организуется жизнь церкви на земле с ее канонами, творческий акт охлаждается, огонь потухает, творец притягивается к земле, вниз.
 

Цитаты из русской классики со словом «философский»

Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
И радикальна сейчас не гносеологическая критика философии, ее задач и ее компетенции, а критика религиозная, воистину предшествующая всякому философскому познанию и воистину главенствующая над ним.
Марксистская классификация философских доктрин, особенно развитая Энгельсом, на идеализм, признающий примат сознания над бытием, и материализм, признающий примат бытия над сознанием, совершенно несостоятельна и связана с философской атмосферой 40-х годов прошлого века.
Но различение между ортодоксией и ересью есть различение религиозное, теологическое, а не философское и не политическое.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «философский»

Ассоциации к слову «философский»

Все ассоциации к слову ФИЛОСОФСКИЙ

Предложения со словом «философский»

Значение слова «философский»

Афоризмы русских писателей со словом «философский»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «философский»

ФИЛОСО́ФСКИЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к философия (в 1 знач.). Философский трактат. Философский факультет.

Все значения слова «философский»

Предложения со словом «философский»

  • Понимание этого ведёт к новому направлению философской мысли – по аналогии с антиискусством его можно назвать антифилософией.

  • Философия воспитания –это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.

  • От мистицизма они легко перешли к магии, эликсирам, занимаясь поисками философского камня и продавая талисманы легковерным.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «философский»

Ассоциации к слову «философский»

Что (кто) бывает «философским»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я